13.05.2014
12 мая в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского открылась пятидневная международная научная конференция, посвященная русской церковной музыке и, в частности, знаменному пению «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации». Конференция приурочена к 150-летию Московской консерватории и 125-летию кончины выдающегося исследователя древнерусской церковной музыки, историка и теоретика музыки, педагога и основателя русской музыкальной медиевистики протоиерея Димитрия Разумовского.
Организует конференцию кафедра истории русской музыки и Научно-исследовательский центр русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского.
Открыла конференцию – впервые за всю историю ее проведения - панихида древним чином в храме мученицы Татианы МГУ имени М.В.Ломоносова. Об упокоении всех «песнотворцев, песнописцев и мастеропевцев, роспевщиков же и доместиков, головщиков и уставщиков, справщиков и писцев, собирателей, прелагателей и всех, на ниве российскаго церковного пения просиявших, красному и доброгласному сему пению с верою и любовию научивших, на клиросе добре потрудившихся» молились Иоанн Миролюбов - руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, хор под руководством головщика Глеба Печенкина, участники конференции и прихожане храма. В числе тех, о ком служили панихиду, был исследователь древнерусского богослужения протоиерей Димитрий Разумовский, почивший 125 лет назад, имя которого носит кабинет церковной музыки в Московской консерватории, а также такие русские распевщики, как игумен Маркелл Безбородый, священник Феодор Крестьянин и даже царь Иоанн Грозный – люди, внесшие значительный вклад в развитие древнерусской богослужебной традиции.

Программа конференции (12-16 мая 2014 г.):

12 мая, понедельник
10.30 Домовый храм св. мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова Большая Никитская ул., д. 1
Панихида по усопшим исследователям русского церковного пения (чинопоследование по древнерусским источникам)

Конференц-зал МГК

14.00 Открытие конференции. Приветственное слово проректора по научной работе, профессора Константина Владимировича Зенкина

14.30 Пожидаева Галина Андреевна (Россия, Москва) «Стиль эпохи» и его значение для прочтения образцов древнерусского церковного пения

15.00 Рамазанова Наталия Васильевна (Россия, Санкт-Петербург) Службы новгородским святителям в певческих рукописях XVI-XVII вв. (общее и индивидуальное)

15.30 Панченко Флорентина Викторовна (Россия, Санкт-Петербург) Канон в русской церковно-певческой практике XVI–XIX вв.: материалы к истории жанра

16.00 Казанцева Татьяна Генриховна (Россия, Новосибирск) Пасхальное чтение «Павловы уста» в литургической традиции староверов-странников: опыт структурного анализа

16.30 Печенкин Глеб Борисович (Россия, Москва) Чин панихиды по рукописным источникам XVII века

19.00 Концертный зал им. Н. Я. Мясковского (МГК, 2-й корпус) Лауреат международного конкурса Ансамбль древнерусской музыки «Знамение» Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Руководитель Татьяна Швец Песнопения знаменного, демественного распевов и раннего русского многоголосия

13 мая, вторник

Конференц-зал

11.00 Никифорова Александра Юрьевна Общая гимнография в византийской традиции
11.30 Швец Татьяна Викторовна (Россия, Санкт-Петербург) Певческая книга Кондакарь в XIV веке
12.00 Серегина Наталия Семеновна О кондаке на Успение Пресв. Богородицы
12.30 Вовк Александр Юрьевич (Россия, Санкт-Петербург) «Греческие» кондаки Рождества и Богоявления в Ирмологионах
13.00 Пено Сара (Сербия, Белград) Trile - A form of mnemotechnic, «Serbian» notation (Триле – форма мнемотехники в сербской нотации)
14.00 Обед
15.00 Халдеиакис Ахиллефс (Греция, Афины) Laskaris’ critical edition (Критическое издание Иоанна Ласкариса)
15.30 Елисеева Анна Александровна (Россия, Москва) Рукописи Анастасия Приконисского в Государственном историческом музее

14 мая, среда

Конференц-зал

11.00 Гусейнова Зивар Махмудовна (Россия, Санкт-Петербург) «Авторы» и «авторитеты» в теории древнерусской музыки
11.30 Плетнева Екатерина Васильевна (Россия, Санкт-Петербург) Тропарные жанры в русских певческих рукописях XVI века
12.00 Старикова Ирина Владимировна (Россия, Москва) О некоторых особенностях в записи древнерусских псалмовых формул всенощного бдения в XVI веке
12.30 Лукашевич Александр Анатольевич (Россия, Москва) Феномен совмещения столповых и путевых попевок в одном песнопении
14.00 Обед
15.00 Воробьев Евгений Евгеньевич (Россия, Москва) Мы интерпретируем Дылецкого – Дылецкий интерпретирует нас: вопросы текста и контекста при изучении теоретических памятников
15.30 Григорьева Вероника Юрьевна (Россия, Москва) Теория степенных помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах: к вопросу классификации источников

15 мая, четверг

Конференц-зал

11.00 Парфентьев Николай Павлович, Парфентьева Наталия Владимировна (Россия, Челябинск) Принцип подобия в творчестве царя Иоанна Грозного
11.30 Тюрина Ольга Владимировна (Россия, Москва) Особые мелодические варианты попевок столповой традиции в песнопениях большого роспева
12.00 Лозовая Ирина Евгеньевна (Россия, Москва)
Об азбучном смысле знамен и их «тайнозамкненных» значениях в древнерусской певческой традиции
12.30 Кондрашкова Лада Вадимовна (Россия, Москва) Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564)
14.00 Обед
15.00 Коляда Елена Ивановна (Австралия, Мельбурн) Протожанры библейской музыки в письменной и устной христианской литургической традиции (некоторые аспекты жанровой эволюции)
15.30 Яннопулос Эммануил (Греция, Фессалоники) The musical work of Petros Byzantios, protopsaltēs of the Great Church of Christ (Музыкальные творения Петра Византийского, протопсалта Великой Христовой Церкви)
16.00 Шеховцова Ирина Павловна (Россия, Москва) Из истории отечественной византинистики. Д.В. Разумовский

19.00 Концертный зал им. Н. Я. Мясковского (МГК, 2-й корпус)
Хор издательского совета Московского Патриархата Руководитель Даниил Саяпин Строчное и демественное многоголосие Древней Руси (XVI – XVII вв.) (расшифровка Даниила Саяпина)
1 отделение: Великая Панихида
2 отделение: Песнопения Пасхи

16 мая, пятница

Конференц-зал

11.00 Плотникова Наталия Юрьевна (Россия, Москва) Семейный скрипторий Николая и Петра Ивашевых и его роль в истории партесного многоголосия
11.30 Коврова Ирина Владимировна (Россия, Москва) Партесная литургия в рукописных книгах XVIII века (по материалам Синодального собрания ГИМ)
12.00 Гурьева Наталия Валерьевна (Россия, Москва) Влияние раннего русского многоголосия на стиль партесных песнопений
12.30 Поспелова Римма Леонидовна, Сторчак Наталья Сергеевна (Россия, Москва) Акциденции и транспозиции в контексте нотационной практики григорианского хорала. К изучению ладовой теории Маркетто Падуанского
13.00 Трубенок Елена Александровна (Россия, Москва) Мелодия латинского гимна Te Deum. Передача в источниках и различных версиях
14.00 Обед

19.00 Концертный зал им. Н. Я. Мясковского (МГК, 2-й корпус) Ансамбль древнерусского певческого искусства «Асматикон» при Научно-исследовательском центре русской церковной музыки им. Д. В. Разумовского (Московская консерватория) Руководитель Анна Елисеева Песнопения Великой Субботы и Пасхи: знаменный и византийский распевы



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта