Речь митр. Илариона (Алфеева) при посещении Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции 9 апреля 2010 года

Прежде всего я хотел бы передать всем вам благословение и приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх с большой теплотой и вниманием относится к этому храму и к развитию здесь Патриаршего центра, задачей которого является освоение старообрядного литургического наследия и привлечение к Церкви тех людей, которые желают молиться по старым обрядам.

Старообрядческий  раскол, которому уже более 300 лет, является трагедией Русской Церкви. Произошел  он вследствие ошибок как тех людей, которые в свое время инициировали проведение недостаточно продуманной книжной справы, так и тех, кто воспринял эту справу в качестве нарушения церковного Предания. Мы сейчас должны задумываться не столько о том, кто был прав и кто был виноват во всей этой трагической истории, сколько о том, как исцелить те раны, которые были нанесены в течение более трех веков существования в нашей Церкви раскола. А раскол – это всегда рана на теле Церкви, и до тех пор, пока он не уврачеван, эта рана остается незаживающей и кровоточащей.

Предпринимались неоднократно попытки исцелить раскол. Одной из таких попыток было создание единоверческих приходов. Были предприняты  шаги навстречу нашим братьям  и сестрам старообрядцам – отменены клятвы на старые обряды. Это произошло уже в ХХ веке при Святейшем Патриархе Пимене и по инициативе приснопамятного митрополита Никодима. И сегодня верующие Русской Православной Церкви имеют возможность молиться как по новым обрядам, так и по старым русским обрядам. Создание и поддержка таких церковных учреждений, как Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, является важной задачей нашей Церкви.

Старый  обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов.

Сегодня в абсолютном большинстве наших храмов исполняются музыкальные произведения, написанные преимущественно не по церковным канонам, а по светским музыкальным законам светскими композиторами, которые перенесли в нашу церковную музыку чуждый ей западный светский дух, которые создавали хоровые концерты по образцу инструментальных концертов и писали церковные музыкальные произведения по образцу оперных арий. Конечно, в XIX веке и в начале XX века произошла некая адаптация этой чуждой нам западной музыки к русскому литургическому творчеству, были гармонизованы древние напевы, и нынешнее наше церковное пение уже нельзя называть в полном смысле слова западным. Но нельзя его назвать и традиционно русским, потому что все-таки русские напевы были положены на западную гармоническую основу. И в таком именно виде они существуют в наших храмах, где богослужение совершается по новому обряду.

То  же самое можно сказать и об иконописи. Сегодня в наших храмах наряду с иконами, написанными по древним канонам и древним  традициям, существует и светская по стилю живопись. И мы знаем, что в XVIII веке и в XIX веке так называемый академический стиль был господствующим в нашей церковной живописи. Во многих храмах сегодня вместо традиционных икон мы видим изображения Спасителя и святых, написанные по западным образцам, в светском и страстном духе, далекие от традиционных канонических образцов. А иной раз видим изображения, которые являются неканоничными и недопустимыми с точки зрения православной традиции.

Много можно заниматься самокритикой, но полезней всего обращаться к нашим  духовным истокам, обращаться к той традиции, которая сохраняется в нашей Церкви и которая также сохраняется у старообрядцев. И в этой традиции черпать знания о том, каким должно быть каноническое церковное искусство, каким быть должен церковный обряд. Сегодня мы имеем такую возможность. Мы имеем возможность здесь, в этом храме слышать знаменное пение, видеть иконы, написанные по традиционным древнерусским образцам и участвовать в богослужении, в котором сохраняются многие особенности древнерусской церковной службы. Это важное и большое дело, направленное на сближение с нашими братьями и сестрами, находящимися до сих пор в отделенном состоянии от Святой Церкви.

Мы  никого не должны осуждать, но мы и никого не должны пытаться насильственно к себе привлечь. Однако если есть возможность совершать богослужение по старому обряду, то это важно и нужно, это своевременно, более того – это современно, потому что старый обряд не устаревает. Это показывает тот интерес к старому обряду и к каноническому церковному искусству, который не умирает в нашем обществе. Не случайно так много сегодня хоров, которые исполняют песнопения знаменного распева. Не случайно господствующим стилем в нашей иконописи сегодня является все-таки именно древнерусский, а не академический стиль. Старый обряд продолжает оставаться значимым свидетельством о традиционных корнях церковного искусства и нашего богослужения.

Я всех вас сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи, всем вам желаю, чтобы радость Пасхальных дней сохранялась в ваших душах и ваших сердцах. Пусть Господь хранит вас на многая лета, а Пресвятая Богородица покрывает вас от всякого зла честным своим омофором.

Опубликовано на сайте ОВЦС




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов."
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта