24.02.2020

IV фестиваль знаменного пения в СПбДА

26 января 2020 г. в стенах Санкт-Петербургской духовной академии прошёл IV фестиваль знаменного пения. Инициативу в организации проведения фестиваля взял на себя единоверческий приход Никольского храма на улице Марата (г. Санкт-Петербург). Фестиваль собрал не только единоверческие хоры тех, кто совершает богослужение по старому обряду, но и хоры других приходов Русской Православной Церкви.

Настоятель прихода Никольского единоверческого храма прот. Пётр (Чубаров), после вступительного слова начал по очереди объявлять коллективы и их песнопения. Среди выступающих были представители нескольких пластов знаменной традиции:

  • наиболее архаичное, древнее наонное и наречное знаменное пение по дореформенным книгам;
  • гармонизированное знаменное пение по книгам пореформенной редакции;
  • раннее многоголосие, так называемое «строчное пение».

Зрительный зал был наполнен слушателями и чувствовался их неподдельный интерес как к пению, так и, в целом, к древней богослужебной традиции, исходящей из глубин средневековой русской истории. Можно было видеть студентов Духовной Академии и семинаристов, а также учеников регентских классов.

В перспективе, концерты знаменного пения могут быть полезны для ознакомления с древнерусским пением теми приходами, которые ещё не решились использовать его в богослужении. Малоизвестный факт - до революции 1917 года, большинство негородских храмов использовало у себя не партесное пение, доминирующее на данный момент в приходах РПЦ, а знаменное. Таким образом, знаменное пение - не только для старообрядцев, но и для всех остальных, впрочем как и другие особенности древней традиции, имеющие преимущество перед нововведёнными в 17 веке.

Планируется проведение аналогичного фестиваля в следующем году примерно в это же время – после Богоявления.

Вступительное слово, прот. Пётр (Чубаров):

Участниками фестиваля стали:

1) Клирос единоверческого прихода Никольского храма. Головщик - Лидия Павловна Галанёва.

  • тропарь свт. Николаю, гл. 4;
  • тропарь Рожеству Христову, гл. 4;
  • кондак Рожеству Христову, гл. 3;
  • стихеры Пасце, гл. 5.


2) Любительский клиросный хор "Цевница". Художественный руководитель - Мария Климович.

  • тропарь Рожеству Христову;
  • псалом предначинательный Великой Вечерни;
  • стихера литии службы навечерия Рожества Христова;
  • "Достойно есть", раннее знаменное многоголосие, расшифрова Бражникова.


3) Хор гимназии св. преп. Амвросия Оптинского при Успенском подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Художественный руководитель – Екатерина Балуева.

  • тропарь Рожеству Христову (знаменный роспев, синодальное издание);
  • 2-й антифон Рожеству Христову (знаменный роспев, рукопись);
  • "Единородныи Сыне" (знаменный роспев, рукопись);
  • задостойник Рожеству Христову (знаменный роспев, синодальное издание);
  • стихера Рожеству Христову, гл. 6, "Слава в Вышних Богу" (знаменный роспев, синодальное издание).


4) Детский ансамбль древнерусского певческого искусства «Рождество». Художественный руководитель – Елена Балина.

  • духовный стих Ангелу Хранителю «Пресветлый ангел мой Господень».

 

5) Клиросный ансамбль храма в честь Царственных Страстотерпцев (ст. Сологубовка). Художественный руководитель – Елена Балина.

  • задостойник службы Введению во храм Пресвятой Богородицы, гл. 4, знаменный роспев.


6) Ансамбль древнерусского певческого искусства “Лествица” (Горбунковская детская школа искусств). Художественный руководитель – Елена Балина.

  • тропарь, гл. 4, на благословение хлебов «Богородице Дево, радуйся», знаменный роспев;
  • кондак Рожеству Христову «Дева днесь Пресущественного рождает», строчное двуголосие.


7) Ансамбль "Вервица". Художественный руководитель – Алексей Гвоздецкий.

  • "Свете тихии", осмогласник;
  • "Сей стих о любви", столповой роспев, гл. 1.


8) Ансамбль древнерусской раздельноречной знаменной традиции, клирос единоверческого прихода Никольского храма. Головщик - Валерий Смирнов.

  • догматик гл. 3, «Како не дивимося…», столповой роспев;
  • полиелеос, путевой роспев;
  • величание Рожеству Христову, обиход и путевой роспевы.


9) Ансамбль «Лик». Художественный руководитель – Екатерина Матвеева.

  • тропарь Крещению, знаменный роспев, гл. 1;
  • "Аще хощеши победити", духовный стих;
  • "Не покушайся имати", духовный стих;
  • величание Рожеству Христову, строчное многоголосие.


10) Мужской певческий ансамбль «Путь». Руководитель - Андрей Фофонов.

  • тропарь Рождеству Христову;
  • демество, из собрания Усова;
  • нотолинейная транскрипция Пожидаевой Г.;
  • 7-ая песнь из Пещного действа, 1-ый стих;
  • четырёхголосное демество, нотолинейная транскрипция Терентьевой П.;
  • "Трисвятое", из троестрочного нотолинейного обихода Вологодского Софийского собора.

Заключительное слово, прот. Пётр (Чубаров)




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта