До революции 1917 года в составе Российской Церкви действовало порядка шестисот приходов и около двадцати  монастырей, в которых  соблюдался дораскольный богослужебный уклад и общинные традиции. Духовенство и миряне, державшиеся древнерусских церковных обычаев, назывались единоверцами. После Первого Всероссийского съезда (собора) единоверцев, прошедшего в октябре 1912 г. в Санкт-Петербурге, получило распространение и иное название этого церковного течения — православные старообрядцы. После Собора Российской Церкви 1917-18 гг. в некоторых епархиях, на правах викарных, несли служение особые архиереи, окормлявшие православных старообрядцев (единоверцев).

В ходе гонений ХХ века многие архиереи, священно- и церковнослужители, миряне из числа единоверцев засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви кровью (сейчас некоторые из них прославлены как новомученики). Богоборческой властью были закрыты или разрушены практически все храмы, ссылки и расстрелы разрушили традиционную церковную среду, и Священноначалие было вынуждено в 1937 г. временно передать окормление единоверцев местным архиереям.

В ходе возрождения Русской Церкви в конце ХХ века стало расти и церковное движение сторонников древнерусской церковной традиции. Растущий интерес православных христиан к русской церковной истории, старинному знаменному пению, канонической иконописи, стремление к возрождению особенностей древнерусской богослужебной культуры и желание преодолеть многовековое церковное разделение создает почву для развития этого течения.

Сегодня наиболее точным для определения сути этого направления можно признать термин "старообрядные приходы Русской Православной Церкви", который встречается и в официальных документах Русской Православной Церкви, и в православной публицистике. 

К основным особенностям современного положения старообрядных приходов Русской Православной Церкви можно отнести отсутствие официального церковно-канонического статуса, который бы определял уклад их литургической и общинной жизни.

Прямая речь

"Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов."
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта     Полезная информация