27.01.2023
26 января 2023 года в здании Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (Переведеновский переулок 24) при Покровском храме в Рубцове г. Москвы был проведен Круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Мероприятие проводилось по благословению Священноначалия в рамках ежегодных образовательных чтений. Общее руководство заседанием осуществлял член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, в роли модератора Круглого стола по обыкновению выступил руководитель Патриаршего центра, секретарь Комиссии протоиерей Иоанн Миролюбов. На этот раз в заседании Круглого стола впервые приняли участие почти все священнослужители российских старообрядных приходов Русской Православной Церкви.
Обсуждались вопросы современного бытия старообрядных приходов Русской Православной Церкви, их взаимодействия, издательской деятельности, регистрации самих приходов и основанных ими СМИ. Длительное обсуждение заняло принятие резолюции Круглого стола, окончательный текст которой в результате был одобрен единогласно.
Важной темой стала также проблематика миссионерской деятельности старообрядных (единоверческих) приходов. Было отмечено, что стремление старообрядцев к церковному единению стало весьма заметным и широким явлением задолго до появлению Правил Единоверия (1800). В редакции митрополита Московского Платона (Левшина) эти Правила превратили изначальный смысл Единоверия, заключающийся в признании дореформенного и послереформенного обрядов равночестными и равноспасительными, в откровенно миссионерский проект, имеющий одностороннюю направленность. А поскольку осуществлялся этот проект в XIX столетии зачастую методами правового и даже силового принуждения, это оставило в сознании старообрядцев недобрую память, непреодоленную до сих пор. Сама идея существования Единоверия предполагает стремление к церковному единству и преодолению Раскола XVII века, но осуществляться это стремление должно исходя из реалий сегодняшнего времени, путем диалога, духовных советов в доброжелательном духе, а не методами прозелитизма или распространения противораскольнических сочинений более чем столетней давности, которые не выдерживают критики современной исторической науки.
Обсуждались вопросы современного бытия старообрядных приходов Русской Православной Церкви, их взаимодействия, издательской деятельности, регистрации самих приходов и основанных ими СМИ. Длительное обсуждение заняло принятие резолюции Круглого стола, окончательный текст которой в результате был одобрен единогласно.
Важной темой стала также проблематика миссионерской деятельности старообрядных (единоверческих) приходов. Было отмечено, что стремление старообрядцев к церковному единению стало весьма заметным и широким явлением задолго до появлению Правил Единоверия (1800). В редакции митрополита Московского Платона (Левшина) эти Правила превратили изначальный смысл Единоверия, заключающийся в признании дореформенного и послереформенного обрядов равночестными и равноспасительными, в откровенно миссионерский проект, имеющий одностороннюю направленность. А поскольку осуществлялся этот проект в XIX столетии зачастую методами правового и даже силового принуждения, это оставило в сознании старообрядцев недобрую память, непреодоленную до сих пор. Сама идея существования Единоверия предполагает стремление к церковному единству и преодолению Раскола XVII века, но осуществляться это стремление должно исходя из реалий сегодняшнего времени, путем диалога, духовных советов в доброжелательном духе, а не методами прозелитизма или распространения противораскольнических сочинений более чем столетней давности, которые не выдерживают критики современной исторической науки.