04.02.2015
О.Александр Панкратов выступил в Патриаршем центре с лекцией о церковной истории Великого Новгорода

DSC_4164.JPG
3 февраля состоялось очередное академическое мероприятие в рамках Историко-литургического семинара при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции в Рубцове. 

С лекцией на тему "Дораскольные особенности церковной жизни Великого Новгорода" выступил священник Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), настоятель храма Иоанна Богослова на Витке в Новгороде иерей Александр Панкратов.

В своем выступлении о.Александр представил обзор основных этапов церковной и политической истории одного из древнейших русских городов. Роль и место Великого Новгорода гораздо более масштабны, чем обычно представляется, поскольку именно там сформировались особенности духовной практики и богослужебной традиции - той уникальной новгородской культуры, которая, наряду с московской, наиболее ярко проявлялась в дониконовской церковно-культурной жизни Руси, в частности, в старопечатной книжности, иконописании и уставных нюансах богослужения, а после Раскола органично сохранялась и развивалась в старообрядчестве. 

Лишь с утверждением Петербурга как нового административного центра России Новгород утратил прежнее культурное влияние на Северо-Западе, в том числе за счет демографического оскудения Новгородчины в петербургский период. Кроме того, вследствие политики правительства в отношении древнерусского церковного наследия Новгород понес серьезные культурные утраты: древние храмы и монастыри разрушались и разбирались на стройматериалы. По мнению о.Александра, ущерб, нанесенный в XVIII-XIX вв. историческому наследию Новгорода, сопоставим с коммунистическими разрушениями и едва ли не превосходил их.

Осветив основные этапы дониконовской истории Новгорода, включая первые десятилетия после Крещения Руси, домонгольский период, эпоху владычества Золотой Орды над остальной Русью и, наконец, политическое возвышение Москвы после присоединения Новгорода и ликвидации там Республики во второй пол. XV века, о.Александр отметил, что вплоть до конца XVII века Новгородская епархия сохраняла свои обширные границы, и определенную степень вольности во внутренней жизни, в частности, в плане выборности священства. 

По словам о.Александра, одним из ярких свойств психологии местного населения, начиная с самых ранних летописных упоминаний, было стремление к самостоятельности, особым порядкам, а также отношение к внешнему миру по принципу "принимаем или нет". Впоследствии этот менталитет был характерен и для старообрядчества, например, при назначении духовенства в церковные общины.

Отдельно о.Александр рассказал о том, как Новгород воспринял реформы патриарха Никона: именно северо-западные архиереи (Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский), формально подчинившись царю и патриарху, фактически саботировали внедрение церковных преобразований, благодаря чему Новгород стал одним из центров старообрядческой оппозиции. Не принявший "исправленных" книг и прочих никоновских новин Соловецкий монастырь также относился к Новгородской епархии. 

Впоследствии за счет переселения староверов в Поморье и Прибалтику новгородская традиция стала одной из определяющих для старообрядчества: из исторических пределов Новгородской земли вышло наибольшее число поименно известных погибших за приверженность старому чину страдальцев, перечисленных в "Винограде Российском". И именно на Новгородских соборах 1690-х гг. были сформулированы основные принципы беспоповства, в частности, федосеевского согласия. По мнению о.Александра, в решениях тех соборов проявился определенный скептицизм по отношению ко всему, что исходит из Москвы, свойственный менталитету новгородского населения.

В конце своего выступления о.Александр выразил пожелание, чтобы чувство ответственности за сохранение родной церковной старины, характерное для древних новгородцев и роднящее старообрядцев с ревнителями древнерусской традиции в лоне РПЦ, способствовало изучению и возрождению этого наследия в их духовной практике - "каждый в своем уповании". Известный многим по сетевым публикациям и дискуссиям, священник ответил на вопросы собравшихся, поблагодарил устроителей и гостей семинара за живой интерес и общение и предложил свое содействие при организации паломнических поездок в Великий Новгород.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые фотографии события (более подробный фотоотчет доступен на нашей странице на Facebook). Позднее будет опубликована аудио-запись лекции.

Текст и фото: С.Храмов



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта