04.10.2018

В Омске впервые состоялся фестиваль древнерусского певческого искусства «Сибирь знаменная»

С 7 по 9 сентября 2018 года по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира и при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива-2018» в Омске впервые состоялся фестиваль древнерусского певческого искусства «Сибирь знаменная». Каждое новое дело начинается с чьей-то мечты – и это замечательное и яркое событие стало возможным благодаря мечте, зародившейся в своё время у сотрудницы отдела по работе с молодёжью Омской епархии Ирины Литвиновой.

Мы расскажем о фестивале, опираясь на её хронологические заметки, размещённые в группе фестиваля ВКонтакте.

Как полагается, на открытие фестиваля был совершён молебен на начало доброго дела – конечно же, – знаменным распевом, после чего все присутствовавшие отправились в актовый зал для участия в основной программе фестиваля. С приветственным словом выступил первый проректор Омской духовной семинарии Вячеслав Леонидович Данилов, пожелав гостям и участникам фестиваля с пользой провести время.

Программа фестиваля началась с обзорной лекции «Система древнерусского богослужебного пения», которую прочитал гость из г. Москвы – Глеб Борисович Печенкин – один из крупнейших специалистов в области изучения и богослужебной практики знаменного пения в России, автор исследований, публикаций, учебных пособий, аудиодисков по знаменному пению, руководитель «Знаменно-певчей школы для отроков».

После лекции состоялся мастер-класс по литургическому чтению, который провела Наталья Викторовна Мосягина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, руководитель ансамбля «Ключ разумения». Материал мгновенно захватил внимание аудитории, а некоторые из присутствующих смогли попробовать читать богослужебные тексты на разные погласицы, которых, как выяснялось, не так мало: псаломская, апостольская, евангельская, паримийная и др. Невероятное мастерство чтения продемонстрировала сама Наталья Викторовна, показав эталонный образец литургического чтения.

Продолжил программу фестиваля вновь Глеб Борисович Печёнкин, поделившись со слушателями опытом практического восстановления знаменного пения на клиросе, рассказав о трудностях этого пути и возможностях их преодоления. В обсуждении также приняла участие головщик храма святых благоверных князей Бориса и Глеба (с. Корнилово Томской области) Мария Пучкова, которая своим живым рассказом о знаменном пении вызвала неподдельный интерес к этой теме у многих участников фестиваля. Из Омской епархии в обсуждении приняла участие Мария Акимова, которая также поделилась своим опытом служения знаменным распевом на своем приходе.

После насыщенной теоретической части состоялась репетиция песнопений Литургии древнерусским распевом, которую провела Наталья Мосягина со сводным хором фестиваля. Некоторые участники даже попробовали спеть сложное строчное и демественное многоголосие.

Программа первого дня фестиваля закончилась выступлением непревзойдённого мастера исполнения духовных стихов – Андрея Николаевича Котова – руководителя московского ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Андрей Котов исполнил потрясающие до глубины души духовные стихи и песни 16-19 веков и свои авторские импровизации, а-капелла и в инструментальном сопровождении (колёсной лиры и гуслей).

Второй день фестиваля был не менее насыщенным.

С самого раннего утра участники погрузились в работу серьёзного практического семинара «Введение в крюковую нотацию», подготовленного Глебом Печёнкиным. Они попытались освоить азы пения по крюкам. Что удивительно, система изучения крюковой нотации, разработанная Глебом Борисовичем, оказалась настолько простой и доступной в понимании, что под конец семинара все присутствовавшие уже могли смело пропеть несложные ектеньи по крюкам. Надо отметить, что Глеб Борисович издал даже учебное пособие по данной теме (интересующиеся могут обратиться к организаторам по вопросу заказа литературы), где очень наглядно и понятно изложена система изучения знаменного распева по крюкам.

После семинара участники фестиваля смогли больше узнать о разных певческих стилях Древней Руси, образцы которых прозвучали в исполнения ансамбля древнерусского певческого искусства «Ключ разумения», иллюстрировавшего рассказ Натальи Викторовны Мосягиной.

Программа продолжилась мастер-классом по пению «на глас» от Глеба Печёнкина, где участники готовились к предстоящему Всенощному бдению, пробовали петь стихиры и строчник, узнали, что такое «Чинъ воззвахомъ». Сложная это наука, но с хорошими учителями возможно преодолеть все сомнения и трудности.

После обеда вновь состоялась репетиция песнопений Литургии древнерусских распевов со сводным хором. Теперь группы разделились на мужской и женский хоры. Репетицию мужского хора провел Даниил Саяпин – руководитель ансамбля старинной духовной музыки Ex Libris, с женским хором по-прежнему занималась Наталья Мосягина.

В продолжение программы фестиваля состоялся интереснейший мастер-класс от Андрея Котова “Принципы работы со звуком, мелодией и словом на основе традиционных технологий”. Андрей Николаевич исключительно интересно рассказал о секретах произношения слова, – как научиться говорить, чтобы тебя услышали, – чтобы то, что ты поёшь и говоришь, было понятно и доходило не только до ума, но и до сердца.

После напряженной дневной работы участники фестиваля отправились на вечернее богослужение, головщиком которого стал Глеб Борисович Печёнкин. Некоторую часть всенощного бдения Глеб Борисович пел со своей супругой Анастасией, а стихиры и ектеньи распевали уже все участники фестиваля. Присутствовать на таком богослужении – большая честь и радость. Протоиерей Димитрий Олихов, возглавлявший всенощное бдение, выразил общую мысль, что во время такой службы есть ощущение, что «мы вернулись домой».

В воскресенье состоялась долгожданная Литургия древнерусскими распевами; она была исполнена на два хора: мужской – под управлением Даниила Саяпина и женский – с Натальей Мосягиной во главе. В очередной раз многие убедились, насколько знаменный распев является подходящим для богослужения…

Позже для гостей фестиваля была организована пешая экскурсия по историческому центру города. Гости посетили главные соборы, дошли до Омской крепости и побывали на обновленной набережной. Экскурсию провёл известный омский краевед Александр Матвеевич Лосунов, за что ему большая благодарность.

А Андрей Николаевич Котов успел ещё до закрытия фестиваля провести мастер-класс для фольклорно-этнографического ансамбля «Сретение», поделившись с омичами своими многолетними наработками.

Завершающим мероприятием третьего дня и всего фестиваля стал концерт средневековой музыки в исполнении головщика Глеба Борисовича Печёнкина с супругой Анастасией, ансамблей “Ключ разумения” и “Ex Libris”. Игумен Серафим Николин – настоятель Воскресенского собора – с большой доброжелательностью и гостеприимством встретил участников концерта, любезно оказав помощь в организации мероприятия. Концерт средневековой музыки оставил незабываемые впечатления, познакомив зрителей с образцами певческого искусства 15-17 вв., окунув всех в атмосферу древней церковной традиции и продемонстрировав красоту и величие нашей культуры.

На этой торжественной ноте и состоялось закрытие первого фестиваля древнерусского певческого искусства, ставшего возможным при поддержке Фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» благодаря победе Омской епархии в грантовом конкурсе «Православная инициатива – 2018». Выражаем надежду, что подобного рода проекты ещё не раз будут реализованы на Омской земле. Выражаем огромную благодарность митрополиту Омскому и Таврическому Владимиру и протоиерею Александру Алексееву, руководителю молодёжного отдела Омской епархии, поддерживающим идеи и начинания своих сотрудников.

Источник - omsk-eparhiya.ru



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов."
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта