28.01.2011

25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в одной из палат при Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Возглавил работу конференции, проходящей уже в шестой раз, ее куратор – священник Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Гостем конференции был епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь), недавно назначенный Архиерейским Синодом по совместительству управляющим старообрядными приходами РПЦЗ.

Большой интерес слушателей вызвали доклады известного специалиста в области исторической литургики протоиерея Георгия Крылова «Как Агиасма стала «скачущей»», руководителя Центра консервативных исследований, профессора МГУ А.Г.Дугина «Эсхатологическая проблематика старообрядчества, единоверия и новообрядчества» и настоятеля Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский игумена Афанасия (Селичева) «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, в его отношении к старообрядцам».

Без преувеличения сенсационным было выступление диакона Максима Плякина (г. Саратов) с докладом «Дониконовские особенности внутреннего уклада Саровской пустыни». Слушателям был представлен иллюстративный материал (фотографии певческих книг, предметов церковного обихода, монашеских одежд) свидетельствующий о хранении в обители многих древних дораскольных традиций, в том числе и богослужебных (знаменное пение, частично – древние богослужебные тексты и т. д.).


26 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие около двадцати священнослужителей и большое число мирян, представляющих почти все крупные приходы, где богослужения совершаются по древнему чину.

Присутствовавшие с удовлетворением отметили, что в последние годы растет интерес православных верующих к древнерусской богослужебной традиции, в составе Русской Православной Церкви появляются новые приходы старого обряда, что способствует уврачеванию ран церковного раскола, происшедшего в XVII столетии. Вместе с тем многими участниками круглого стола была высказана озабоченность учащающимися случаями проявления нетерпимости к носителям древнерусской обрядности в лоне Русской Православной Церкви. Особенно огорчительно, что ревнители «чистоты православия» при этом пытаются ссылаться на авторитет таких глубоко почитаемых и в единоверческой среде святителей как свв. Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Привлечение светлых имен в оправдание собственного невежества, а подчас и агрессии, разжигания внутрицерковной розни, недопустимо: почитаемые всеми святители были канонизированы за подвижническую жизнь, а не свои исторические познания, которые в то время не могли соответствовать более позднему уровню развития церковно-исторической науки.

Представители старообрядных приходов обсудили совместные планы издательской деятельности, совершения богослужений у общецерковных святынь, единодушно было поддержано предложение создать молодежный единоверческий клуб и постоянно действующий научный семинар при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции.



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов."
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта