13.04.2011
Москва, 12 апреля, Благовест-инфо. Беседа на тему «Консерватизм и современность. Старый обряд в жизни Церкви» состоялась 8 апреля в Никольской трапезной Новоспасского монастыря в рамках цикла встреч, которые регулярно проводит Православное молодежное объединение «Молодая Русь». С молодежью общался доктор теологии, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) священник Иоанн Миролюбов.



Первую часть лекции о.Иоанн посвятил истории церковного раскола в России. Вслед за Патриархом Кириллом, который характеризовал эти события как «попытку насильственного изменения цивилизационного кода», о.Иоанн пытался донести до слушателей масштаб «тотального изменения самосознания» в XVII в., равносильного революции. Он призвал молодежь не прислушиваться к стереотипам, которые сводят причины церковного раскола исключительно к внешним, формальным вещам. «Говорить, что люди (старообрядцы - прим. ред.) шли на костры из-за формальных мелочей — означает не уважать свой народ», -- сказал лектор. Он подчеркнул, что изменения в церковной жизни, вызванные реформами Патриарха Никона и способами их проведения, были настолько кардинальными, что «ни одна книга, ни одна молитва не остались нетронутыми». Кроме того, о.Иоанн добавил, что «массовым протестным движением» раскол стал в царствование Петра I, что во многом также связано с его жесткой политикой в отношении сторонников старого обряда. Еще один стереотип, который подвергся критике о.Иоанна, связан с якобы «дремучестью» старообрядцев. Выступавший рассказал о том, как, несмотря на поражение в правах, за счет христианского отношения к труду, соблюдения заповедей представители старообрядческих семей создали в дореволюционной России «наиболее качественный капитал». Это явление, которое, по разным оценкам, давало от 25-40 % всего российского капитала в конце XIX-XX вв., считают «русским экономическим чудом». Если же говорить о просвещении и культуре, то развитие русской богословской науки, издательского дела в середине XVII в. свидетельствовало об огромном потенциале качественного возрастания. О.Иоанн, будучи автором диссертации об изданиях Московского печатного двора при Патриархе Иосифе, привел пример, связанный с книгоизданием: анализ издательской программы позволяет говорить о всплеске в русском обществе интереса к богословию, к осмыслению и адаптации западной учености и т.д. Однако эта линия эволюционного развития в культуре была прервана событиями раскола. Сотрудник ОВЦС подчеркнул: «Образованные люди уже не смотрят на старообрядчество как на зло, понимая, что преследования их были несправедливостью. Однако это не значит, что всем обязательно надо вернуться к XVII век. Мы совершим большую ошибку, если слепо будем повторять то, что было тогда». А именно к этому стремятся некоторые молодые люди, которые примкнули к старообрядчеству «извне» -- или из-за протестных соображений (не соглашаясь с Московским патриархатом), или те, кого «привлекает форма». О.Иоанн, который много лет самым непосредственным образом участвует в диалоге со старообрядчеством, свидетельствовал, что коренные, потомственные старообрядцы «плачут в три ручья», рассказывая об этих радикальных неофитах, которые зачастую ведомы «политическим подтекстом». Не реконструировать полностью дониконовские церковные традиции, а изучать их и, по возможности, возрождать некоторые их элементы, -- так видит о.Иоанн перспективу освоения старообрядческого наследия. Так, по его наблюдениям, все больше приходов в лоне РПЦ изъявляют желание совершать богослужение в сопровождении знаменного пения; все больше потребность в иконах—как старинных, так и написанных по древним образцам, т.к. «живописные иконы духовно развитого человека уже не удовлетворяют». Современное храмостроительство во многом ориентируется на архитектуру допетровской Руси, а общинные традиции старообрядцев тоже более чем актуальны для современных приходов, заметил священник. Отвечая на вопросы, о.Иоанн говорил о задачах, которые стоят перед Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС. Найти общий язык с представителями старообрядчества, изучать древнюю богослужебную традицию — в этом направлении работают с 2004 г. сотрудники Комиссии. О.Иоанн ответил и на ряд других вопросов. В беседе принял участие руководитель движения «Русь молодая» священник Максим Первозванский.

Юлия Зайцева



Возврат к списку


Цитировать Имя
Александр, 02.03.2013 20:49:07
Как можно верить этому человеку?
А "неофиты" вот они - Феодосий Васильев, Александр диакон, Амвросий Босно-Сараевский, Павел Тульский...
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. Он напоминает нам о той чистой молитве, которая выражается в древних песнопениях знаменного распева, в котором каждая попевка отображает молитвенное воздыхание человеческой души" Подробнее 

Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта