Семипоклонный начал как средство приступить к молитве

«Молитва — это дыхание души нашей», — говорит святой Макарий.

Долго ли можно пробыть живым без дыхания? Весьма недолго. Так и духовная жизнь наша, не освежаемая и не подкрепляемая молитвой, скоро ослабевает, увядает и замирает. Посему-то святой апостол желает, чтобы мы не только чаще, сколько возможно, но и непрестанно молились: «непрестанно молитеся, всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом». Посему-то и святая Церковь учредила на каждый день седмеричное число молитвословий, чтобы поддержать, по возможности, дух своих чад в непрестанном молитвенном расположении. Судя по сему, казалось бы, что для христианина нет ничего легче и удобнее, сладостнее и приятнее молитвы, подобно как для дитяти нет ничего приятнее беседы с отцом и матерью. И однако же на деле чувствуем другое. Тяжесть плоти бременит душу и влечет ее долу, когда хотела бы она вознестись горе. Заботы житейские приковывают сердце к земле, когда оно и хотело бы побывать на небе в своем родном жилище.

Обычные отношения и беседы, ежедневные занятия и встречи развлекают ум наш по тысячам предметов, не дают ему сосредоточиться в самом себе, вознестись, хотя на малое время, к Отцу светов, дохнуть, так сказать, свежим воздухом небесным. Кажется, все устройство жизни нашей таково, что мы кружимся непрестанно, как в водовороте или вихре, до изнеможения тела и духа, до помрачения разума и чувства. Оттого самое первое дело нередко становится последним, легкое — трудным, приятное — отяготительным, так что и украдши иногда час, который можно посвятить молитве, мы не знаем как приступить к ней, с чего начать и о чем продолжать.

Чтобы помочь нам в этом крайне важном и необходимом для нас деле, попечительная Матерь наша ― святая Церковь установила начальные молитвы. Чтобы мы поистине драгоценное для нас и по необходимости краткое время могли употребить со всею пользою для души, чтобы, исторгшись из вихря суеты, мы успели сосредоточить мысли наши и направить их на существенные предметы молитвы, — святая Церковь, руководимая Духом Божиим, излагает содержание святых молитв сначала в таких кратких стихах, кои содержат, однако, все роды молитв: прошение и благодарение и славословие. По уставу Церкви, прежде, чем совершать домашнее молитвенное правило и участвовать в общественном Богослужении, мы обязаны положить семипоклонный начал. Читается он так: с первым обычным поклоном произносится: «Боже, милостив буди мне грешному», со вторым обычным поклоном: «Создавыи мя, Господи, помилуй мя», с третьим: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

За этими тремя краткими прошениями, сопровождаемыми в посты земными поклонами, читается благодарственная песнь в честь Божией Матери, послужившей делу искупления рода человеческого — «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Этот священный гимн всегда сопровождается земным поклоном, даже в праздник. Благодарный человек, которого Христос поставил прочим в пример, всегда падает ниц, чтобы возблагодарить Бога. «Един же от них, — сказано в Евангелии, — видев, яко исцеле, возвратися со гласом велиим, славя Бога: и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». (Зачало 85-е от Луки).

За молитвой «Достойно есть», далее читается славословие в честь Святой Троицы, именно: с пятым поклоном, произносятся слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; со следующим поклоном: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь», с последним седьмым: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови». Эти три последние поклона в обычное время сопровождаются поясными поклонами, а в посты — земными.
Чтобы собрать во едино все, что было сказано и произнесено до сих пор, в предотвращение нашей рассеянности, святая Церковь объединяет, наконец, моления семипоклонного начала в одну краткую молитву.

Все они преломляются в ней, как лучи солнца, проходят через внимание человека и еще раз освещают сознание его своим светом, озаряя все дело искупления рода человеческого, вспоминают при этом Крест — орудие спасения, ангелов, святых, как части той Церкви, за которую Христос страдал на Кресте. Читается эта заключительная молитва, называемая отпуст, так: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых ангел хранителей наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». Поклон земной, без крестного знамения.

Затем снова три поясных поклона с крестным знамением: «Боже, милостив буди мне грешному». «Создавыи мя, Господи, помилуй мя». «Без числа согреших, Господи, прости мя».

Составляя предварительную часть церковного Богослужения, семипоклонный начал тем особенно важен, что под его воздействием мы можем согласовать свои мысли и свои чувства с мыслями и чувствами самой Церкви. Благодаря началу, мы удобнее сможем соединить наше сердце с сердцами всех братий наших во единое благовонное и благоприятное кадило для вознесения в Пренебесный Жертвенник, войдя через эти краткие молитвы прошения, благодарения и славословия в духовную атмосферу всеобщей молитвы Церкви Вселенской, которой всегда благоприятно внемлет Отец Небесный.


Прямая речь

"Древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. Он напоминает нам о той чистой молитве, которая выражается в древних песнопениях знаменного распева, в котором каждая попевка отображает молитвенное воздыхание человеческой души" Подробнее 

Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта