В статье рассматривается рукопись, принадлежность которой иноку Иосифу Ловзунскому была зафиксирована выговскими книжниками на рубеже XVII—XVIII вв. Всестороннее изучение этого музыкального сборника позволило В. Ю. Григорьевой убедительно показать, что найденный ею памятник имеет исключительное значение как для древнерусской культуры XVII в., так и для старообрядческой, поморской; он является тем недостающим звеном, которое связует воедино обе эти традиции.
В статье даётся обстоятельный обзор источников богослужебного устава Выго-Лексинского общежительства и предлагается предварительная классификация выявленных списков. Впервые предметом специального изучения стали составленные на Выгу богослужебные уставы, содержащие сравнительные своды указаний по различным древнерусским источникам.
Статья посвящена важной черте церковных празднований – присущей им иерархичности. Эта сторона древнерусского восприятия богослужения получила свое органичное воплощение и развитие в созданном в XVIII – 1-й пол. XIX в. богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства.
Доклад протоиерея Георгия Крылова на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 28 января 2010 года).
Доклад, представленный на XX Международных Рождественских образовательных чтениях в секции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» (Москва, 24 января 2012 г.), является попыткой анализа положительных и отрицательных черт книжной справы XV–XVII вв.
Доклад протоиерея Георгия Крылова, представленный 28 января 2010 г. на XVIII Рождественских чтениях в Москве. Автор затрагивает проблемы русского книгопечатания, в частности, издание Типикона.
В предлагаемой вниманию читателей монографии представлены первые результаты исследований в области языка Служебных, или Месячных, Миней, проводимых совместно польскими и российскими лингвистами при поддержке Национального научного центра Республики Польша. В реализации проекта принимают участие преподаватели Варминско-Мазурского университета в Ольштыне и сотрудники Центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук.
Для истории старопечатных изданий очень важен вопрос о том, какие рукописные тексты были положены в основу первого печатного издания, редактировался ли предварительный текст для этой цели или была взята наиболее распространённая редакция источника.
Доклад А.М. Пентковского, доктора восточных церковных наук, профессора Московской духовной академии, прочитанный им 12 октября 2012 года на всероссийской научной исторической конференции Московской духовной академии "Церковь и общество в России на переломных этапах истории".
Сазонова Наталия Ивановна, кандидат исторических наук, доцент Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), занимается исследованием книжной справы при патр. Никоне. Главным образом это справа Требника и Часослова. Справа рассматривается с филологической, семиотической, культорологической и богословской точек зрения. К анализу привлекаются дополнительные источники - главным образом полемические произведения пустозерских узников и других апологетов староверия. Сазонова имеет многочисленные публикации в периодических изданиях и сборниках, ею написана и издана монография о справе. Готовится защита докторской диссертации, в печати находится вторая монография.
"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."