25.01.2018

25 января 2018 года состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».

Эта конференция традиционно проходит в рамках Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, и включена в программу сразу двух направлений: «Традиция, диалог, внешние связи» и «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие».

Работу конференции возглавил митрополитНижегородский и Арзамасский Георгий, председатель конференции. Куратором и ведущим мероприятия был секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов.

Заметно возросло количество участников конференции: присутствовали практически все священники, служащие старым чином, многие уставщики и активные миряне. Были также священнослужители и миряне из новообрядных приходов. По сравнению с прошлыми годами стало меньше представителей старообрядческих согласий.

Первым прозвучал доклад Глеба Печенкина «О древнерусских распевах стихир Пасхи». Докладчик отметил основные вехи изменения (упрощения) распева на протяжении 16-17 веков. На заседании доклад был сделан обзорно, с минимальными аудиопримерами в исполнении докладчика. В полном мультимедийном виде статья опубликована на сайте Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (полный текст доклада).

Затем выступил протоиерей Сергий Гончаров с докладом «К вопросу о возможности изменений богослужебных текстов на примере истории использования тропаря Великой субботы» . Он привел данные о текстуальных изменениях, связанных с частичным изменением смысла тропаря. Доклад основан на основе древних и современных служебников и ряда толкований.

Иерей Сергий Чиж представил доклад «Научно-практическая деятельность протоиерея Бориса Николаева в области богослужебного знаменного пения». Он подчеркнул особое значение трудов протоиерея Бориса для сохранения и изучения знаменного распева.

Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, выступил с докладом «К вопросу о материалах деяний Большого Московского Собора 1666-1667 гг.». Имеющиеся материалы о Соборе вызывают множество вопросов, в частности, о процедуре проведения собора. Также известны лишь отрывочные сведения о том, какова была полная повестка заседаний, кто все же принимал в нем участие. Данные об участниках разнятся от документа к документу, а часть оригинальных подписей отсутствует. Докладчик отметил, что требуется глубокое изучение данного Собора.

Иерей Евгений Саранча представил книгу об истории Михаило-Архангельского храма. Эта книга — попытка научного осмысления истории храма с момента его первого упоминания (1627 г) до настоящего времени. В книге также восстановлена последовательность служения духовенства в храме в данный период.

Владимир Басенков выступил с докладом «Опыт создания единоверческой общины на примере Успенского прихода Симбирска» . Симбирская община начала свое существование 4 года назад, через два года получила официальное признание, и сегодня является одной из самых активных общин российского единоверия. Докладчик поделился практическими советами по развитию общины и выразил надежду на укрепление связей между Патриаршим центром древнерусской богослужебной традиции (Москва) и Симбирским епархиальным центром древнерусской богослужебной традиции.

Иерей Сергий Ефременко представил доклад «Возникновение единоверия на Витебской земле». Он рассказал о путях становления единоверия в Витебской губернии, где возникло много единоверческих общин. В настоящее время 4 из 5 старообрядных приходов на территории Латвии располагаются в ее восточной части. Это приходы, ранее относившиеся к Витебской губернии.

Иерей Максим Плякин выступил с докладом «Преподобный Далмат Исетский: ранняя история старообрядчества на Урале». Преподобный Далмат — пример монаха, устроителя монастыря, молившегося старым чином, имевшего ряд церковных прещений за выполнение им церковных же послушаний, и признанного общепочитаемым святым.

Иерей Михаил Желтов рассказал о памятнике древнерусской литературы «Видение святителя Григория Богослова о Литургии» . Его сообщение сопровождалось показом презентации. Докладчик обратил внимание на толкование Григория Богослова, имеющее важное значение в старообрядческой среде и практически неизвестное в новообрядческой. Четкая структура презентации и богатый иллюстративный материал помогли слушателям преодолеть утомление от целого дня работы секций и конференций и вникнуть в непростую тему доклада.

В завершение конференции были вручены дипломы слушателям курсов для священников старообрядных общин при Общецерковной аспирантуре имени святых Кирилла и Мефодия .

По окончании конференции состоялась встреча с председателем Отдела внешних церковных связей, председателем Комиссии по делам старообрядных приходов митрополитом Волоколамским Иларионом. Обсуждались вопросы взаимодействия старообрядных приходов со священноначалием, в частности практическая возможность поставления священников и их исповеди по старому чину. Митрополит Иларион выразил уверенность в том, что поставление единоверческого епископа не является необходимостью сегодняшнего дня, и рекомендовал сосредоточить усилия на разработке Положения о старообрядных приходах в Русской Православной Церкви.

Ряд материалов о конференции и встрече с митрополитом Иларионом опубликовал портал «Русская вера»: Прошлое, настоящее и будущее старого обряда в Русской Православной Церкви,встреча с митрополитом Иларионом (полный текст), В единоверческом епископе пока отказано, Митрополиту Илариону предлагают стать единоверческим архипастырем.


Фотографии предоставлены порталом «Руская вера»




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви."
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
 



Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта