РЕЗОЛЮЦИЯ
участников
круглого стола по проблемам старообрядных
приходов
Русской Православной Церкви
в рамках XXX Международных образовательных чтений
Москва, 25 мая 2022 года
Патриарший центр древнерусской богослужебной
традиции
“Отъ плодъ ихъ
познаете ихъ” (Мф 7:16)
Участники
круглого стола по
проблемам старообрядных приходов Русской Православной
Церкви XXX Международных образовательных чтений, проводимых в год 350-летия со
дня рождения Императора Всероссийского Петра Алексеевича
Романова с призывом дать всестороннюю оценку его личности, считают этого
правителя масштабной, но неоднозначной фигурой — историческим деятелем, который
продолжает идеологически разделять людей нашей страны даже спустя столетия.
Главное
содержание реформ Императора Петра I заключалось в подражании Западу и попытках
слияния с ним. В переустройстве армии и государственной бюрократии
заимствование немецких, голландских и прочих технологий и опыта могло носить
инструментальный и внешний характер. Однако преобразования в сфере русской
культуры и церковные реформы Петра, затронувшие повседневный быт, веру,
мировоззрение и даже внешний облик целой нации, стали символом и знаменем
деятельности этого царя.
Духовная
сторона петровских преобразований заключалась в цивилизационной переориентации
России в сторону Западной Европы и ее все менее христианских,
все более секулярных вкусов и убеждений. Этот процесс отхода от старой русской,
“московской” традиции начался еще при отце Петра – царе Алексее Михайловиче,
проведшем совместно с бывшим патриархом Никоном печально известные реформы. Их
целесообразность и методы были сомнительны, а последствия оказались драматичны
– попытки насильственно утвердить на Руси новую (новогреческую и
малороссийскую) традицию привели к расколу верующего народа и духовной смуте.
Суд над Патриархом Никоном и его смещение надломили некогда сильные позиции
церковной власти, монархия в России лишилась старой системы сдержек и
противовесов, и уже некому было духовно и политически защитить Россию от необдуманной и поспешной “вестернизации
сверху”. Вскоре появился царь, который навязал свою волю всему обществу – и
окончательно подавил Церковь. Им стал Петр.
Лишившись
при Петре I патриаршества, утратив самостоятельность, превратившись в одно из
государственных учреждений, Церковь была поставлена императором в подчиненное,
служебное положение. Подражая протестантской системе национальных церквей с
абсолютным монархом во главе, Петр утвердил “Духовный регламент” 1721 года,
согласно которому Церковь управлялась подконтрольным царю Синодом. Утратив
административную самостоятельность, вскоре, при Екатерине II, синодальная
Российская Церковь лишилась и материальной базы своей независимости. Оценивая
церковную реформу Петра I в 2009 году, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: “Большой вред Церкви нанес император Петр I… Он просто подчинил Церковь
государству, сделал Церковь частью государственной машины. И не потому ли так
сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь была
инструментом власти?" (http://www.patriarchia.ru/db/text/706055.html.)
Можно
заключить, что петровские преобразования были противоречивы: укрепляя мощь
российской державы, он ослаблял духовный стержень нации. Просиявшие в XVIII-XIX
веках святые подвижники благочестия оставили множество свидетельств наступившего
духовного кризиса. Будучи, как признавали современники, лично
верующим христианином, Петр I при этом демонстративно бросал вызов традиционной
православной нравственности и благочестию, его дети были рождены вне брака, в
среде высших слоев общества в моду насильственно вводились употребление табака
и фривольные наряды, а кощунственные “всешутейшие и всепьянейшие” соборы явились формой глумления над Церковью
и верующим народом, предвестником гонений на веру французской революции и
большевизма. В этой же логике борьбы с религиозностью совершалось и принудительное
бритье бород.
Оставаясь
сильной и еще больше укрепляясь в военном и политическом отношении, Россия
приобрела при Петре внутренние социальные и нравственные болезни, такие, как
отрыв элиты от основного населения страны, культурно-цивилизационную
зависимость от иностранного влияния и стремительную секуляризацию. Открывшись Западу в XVIII веке, Россия стала получать оттуда
не только плоды западной культуры и знаний, но, как говорил 17 мая 2022 года в
своем выступлении в Совете Федерации Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл, и “опасные идеи, основанные на отрицании
христианского наследия и моральном релятивизме” (http://www.patriarchia.ru/db/text/5926129.html.)
Внутри самой России начали зреть деструктивные силы богоборчества и разрушения.
Следуя евангельскому принципу “по плодам их познаете их” (Мф 7:16), приходится
констатировать: спустя менее чем
два столетия после Петра основанная им православная российская Империя пришла к
чудовищной по своим последствиям революции, к духовной катастрофе ХХ века.
Таковыми
оказались плоды поспешного и во многом насильственного обмирщения в западном
духе, которые сказываются на нашей жизни и сегодня – как внутри страны, в сохраняющихся
разделениях общества, так и во внешней политике – в трудных отношениях с
коллективным Западом. В духовном же плане “путь Петра” – антитрадиционализм,
вседозволенность и подражание протестантскому устройству Церкви –
зарекомендовал себя как “широкие врата” (Мф 7:13), ведущие к катастрофам и
трагедиям. Приверженцы святорусской православной традиции — старообрядцы в лоне
Московского Патриархата — не видят в этом императоре и его взглядах на
церковно-государственные отношения образа, заслуживающего подражания.