Слово митрополита Волоколамского Илариона после совершения Божественной Литургии в храме Покрова в Рубцове 18/5 апреля 2015 г.

_MG_8938.jpg
Христос воскресе!

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Иоанн!
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Дионисий!
Дорогие собратья и сослужители!
Дорогие братья и сестры!

Праздник Святой Пасхи – Светлого Христова Воскресения − каждый раз приходит к нам для того, чтобы обновить нашу веру во Христа Воскресшего, нашу надежду на спасение и любовь, которую мы имеем к Господу нашему и друг ко другу.

Праздник Святой Пасхи напоминает нам, прежде всего, о событии, которое развернуло весь ход человеческой истории, − о Воскресении Христовом. Господь наш много раз предсказывал Своим ученикам, что Он будет вознесен на Крест, умрет и потом воскреснет. Но никто не представлял, как это будет и что этим последует. И когда Его тело было снято со Креста и положено во гробе, вряд ли кто-нибудь даже из самых близких к Господу людей мог думать, что эта история продолжится, что она не закончилась на трагическом распятии. Между тем, история Церкви только начиналась. Именно Воскресение Христово положило начало нашей церковной истории, и именно в свете этого события она развивается.

Христос воскрес, чтобы открыть нам Царство Небесное. Господь смертию смерть попрал или, как мы сегодня пели, смертью на смерть наступил, растоптал ее для того, чтобы она не была страшна нам, чтобы мы, не боясь смерти, жили своей человеческой жизнью и знали, что после кончины нас ожидает жизнь вечная. В дни Святой Пасхи этот отсвет вечной жизни особенно сильно ощущается нами. Мы чувствуем присутствие Царства Небесного, о котором говорил Спаситель, и радуемся тому, что оно не просто обещано нам как награда за какие-то наши добродетели, которую мы получим после смерти. К Царству Небесному мы приобщаемся уже здесь, в нашей земной жизни, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда предстоим престолу Божию, когда единем сердцем и единеми усты обращаемся к Господу с молитвой, которую на небесах возносят ангелы. Здесь, на земле, мы возносим ее вместе друг с другом и со святыми ангелами.

А что означают слова «единем сердцем и единеми усты»? Единым сердцем – то есть в единомыслии душ и сердец, а «едиными устами» значит, что люди и ангелы поют в один голос не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. Это не полифоническое пение, разделенное на четыре или восемь партий, когда один голос вступает, потом другой, когда голоса перебивают друг друга, как бы споря между собой, но когда все люди поют одну и ту же мелодию. И в этой мелодии слышится нам ангельское пение, которое тоже, не сомневаемся, не полифоническое, а унисонное.

И поэтому древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. Он напоминает нам о той чистой молитве, которая выражается в древних песнопениях знаменного распева, в котором каждая попевка отображает молитвенное воздыхание человеческой души. В знаменном распеве мелодия разделена не на ноты, а на молитвенные интонации, обозначаемые крюками, и каждая из интонаций соответствует тому или иному молитвенному воздыханию, которыми мы сопровождаем свои молитвы к Господу.

Вы напомнили нам, отец Иоанн, о словах Вашего наставника, говорившего, что в первую очередь мы должны быть учениками Христа и сверять свою жизнь с Евангелием. Только во вторую очередь мы можем называть себя не просто христианами, а православными, восточными христианами. И лишь в третью очередь мы можем говорить о тех или иных обрядах, с которыми сопряжено наше благочестие. Это очень правильный подход, потому что вне зависимости от того, по какому обряду молимся, мы, прежде всего, являемся последователями, учениками Христовыми.

Мы являемся малым стадом (см. Лк. 12. 32), которое Господь на этой земле создал для того, чтобы своей жизнью мы, по слову апостола, возвещали совершенство Призвавшего нас от тьмы в чудный Свой свет (см. (1 Пет. 2. 9). Тьмой здесь называется жизнь греховная, а чудным Божественным светом – тот свет, который апостолы увидели на горе Преображения. Он воссиял всему миру, когда Христос воскрес из гроба, его невозможно сравнить ни с чем земным: свет солнечный меркнет по сравнению с этим нетварным Божественным светом. И мы радуемся тому, что в дни Святой Пасхи приобщаемся к этому свету и через него − к самому Источнику света. Мы приобщаемся ко Христу, Свету Истинному, Который освещает и просвещает весь мир.

Хотел бы пожелать всем нам, всем прихожанам этой общины, чтобы Господь укреплял нас на жизненном пути, чтобы радость о Воскресении Христовом всегда сопутствовала нам, чтобы Пресвятая Богородица, Покрову Которой посвящен этот храм, Своим небесным омофором покрывала нас от всякого зла. Аминь.

Христос воскресе!




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Старообрядческий раскол, которому уже более 300 лет, является трагедией Русской Церкви… Мы сейчас должны задумываться не столько о том, кто был прав, и кто был виноват во всей этой трагической истории, сколько о том, как исцелить те раны, которые были нанесены в течение более трех веков существования в нашей Церкви раскола…"
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта