Канон Пасхи знаменного роспева: Изложенный крюковой и линейной нотациями / Под ред. Г. Печенкина. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. – 20 л., 44 с., нот.
Настоящее издание – первая публикация Пасхального канона знаменного роспева с пореформенным текстом, где напев ирмосов и тропарей приводится в сокращенном варианте (редакция выполнена Глебом Борисовичем Печенкиным – головщиком, руководителем школы знаменного пения). Припевы на 9-й песни распеты впервые.
Сборник состоит из двух частей. В первой части канон изложен знаменной нотацией со степенными пометами; во второй – линейной нотацией в скрипичном ключе.
Издание может быть использовано и в качестве учебного пособия.
Как известно, традиция крюкового пения в РПЦ потеряла свою преемственность, хотя и бытует по сей день у старообрядцев. По причине различных преобразований в церковной и светской жизни, произошедших в XVII—XVIII веках, принципы древнего богослужебного пения начали вытесняться принципами музыкального искусства, с ярко выраженным западноевропейским влиянием. В послераскольный период, за исключением незначительного числа монастырей, где вплоть до революции 1917 года сохранялись основы древнего распева, в России утверждается традиция партесного1 пения. Но следует отметить, что знаменный распев не оставлял и по сей день не оставляет равнодушными ревнителей богослужебного пения. Об этом свидетельствуют и высказывания авторитетных религиозных и общественных деятелей, и издания древних церковных напевов, и труды русских палеографов и медиевистов.
В начале 90-х годов XX века в России в среде православных христиан, в особенности труждающихся на ниве богослужебного пения, возникает немалый интерес к изучению и употреблению за богослужением знаменного распева как определенной мелодической системы. В настоящее время овладевающих крюковым пением становится все больше и больше. Основы знаменного распева и нотации уже преподаются в некоторых учебных заведениях России.
Что же касается реальной практики, то она, к сожалению, в настоящее время либо носит концертно-популяризаторский характер, либо сводится к дерзновенным попыткам энтузиастов организовать знаменное пение как систему в монастырях и приходах, что далеко не всегда встречает поддержку священноначалия. Такое отношение вызвано, вероятно, приверженностью некоторых священнослужителей и богомольцев к определенным музыкальным и богослужебным стереотипам. Отрицательную роль играют также недостаточный знаменно-певческий стаж исполнителей, отсутствие прямой преемственности, дефицит нотного материала. Важно отметить, что нет и четко разработанных методик обучения.
[...]
Настоящее издание – первая публикация Пасхального канона знаменного роспева с пореформенным текстом, где напев ирмосов и тропарей приводится в сокращенном варианте (редакция выполнена Глебом Борисовичем Печенкиным – головщиком, руководителем школы знаменного пения). Припевы на 9-й песни распеты впервые.
Сборник состоит из двух частей. В первой части канон изложен знаменной нотацией со степенными пометами; во второй – линейной нотацией в скрипичном ключе.
Издание может быть использовано и в качестве учебного пособия.



Аннотация
Настоящее издание посвящается всем интересующимся знаменным пением, в особенности тем, кто изучает и использует знаменный распев за богослужением в Русской Православной Церкви.
Как известно, традиция крюкового пения в РПЦ потеряла свою преемственность, хотя и бытует по сей день у старообрядцев. По причине различных преобразований в церковной и светской жизни, произошедших в XVII—XVIII веках, принципы древнего богослужебного пения начали вытесняться принципами музыкального искусства, с ярко выраженным западноевропейским влиянием. В послераскольный период, за исключением незначительного числа монастырей, где вплоть до революции 1917 года сохранялись основы древнего распева, в России утверждается традиция партесного1 пения. Но следует отметить, что знаменный распев не оставлял и по сей день не оставляет равнодушными ревнителей богослужебного пения. Об этом свидетельствуют и высказывания авторитетных религиозных и общественных деятелей, и издания древних церковных напевов, и труды русских палеографов и медиевистов.
В начале 90-х годов XX века в России в среде православных христиан, в особенности труждающихся на ниве богослужебного пения, возникает немалый интерес к изучению и употреблению за богослужением знаменного распева как определенной мелодической системы. В настоящее время овладевающих крюковым пением становится все больше и больше. Основы знаменного распева и нотации уже преподаются в некоторых учебных заведениях России.
Что же касается реальной практики, то она, к сожалению, в настоящее время либо носит концертно-популяризаторский характер, либо сводится к дерзновенным попыткам энтузиастов организовать знаменное пение как систему в монастырях и приходах, что далеко не всегда встречает поддержку священноначалия. Такое отношение вызвано, вероятно, приверженностью некоторых священнослужителей и богомольцев к определенным музыкальным и богослужебным стереотипам. Отрицательную роль играют также недостаточный знаменно-певческий стаж исполнителей, отсутствие прямой преемственности, дефицит нотного материала. Важно отметить, что нет и четко разработанных методик обучения.
[...]
Данное издание Вы можете приобрести в различных книжных магазинах, в том числе "Православное слово на Пятницкой", в расположенном непосредственно рядом с нашим храмом магазине "Православная книга" на ул. Бакунинская, а также в самом храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.
Назад к списку >>>
Назад к списку >>>