Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Пореформенная редакция / Сост. М. Макаровская; Авт. вст. ст. иеродиакон Павел (Коротких). – М: Музыкальное издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря, 2005. – 53 л., 18 с.

Последование Литургии св. Иоанна Златоустого знаменного роспева для клиросного исполнения в приходах Русской Православной Церкви впервые издано в аутентичной нотации с пореформенной (современной) редакцией молитвословного текста. Большая часть напевов, изложенных в книге, зафиксирована в древнерусских крюковых певческих рукописях с середины XVI века. Цель настоящего издания – вклад в возрождение традиции  богослужебного знаменного пения.
Книга содержит последование Литургии, вступительные статьи, комментарии, список рукописных источников. Параллельно сделан выпуск учебного диска с записью песнопений Литургии.
Издание предназначено для регентов, клирошан, преподавателей и учащихся духовных и музыкальных учебных заведений – как хорошо владеющих крюковой нотацией, так и желающих начать ее освоение.

По вопросам приобретения Литургии можно обращаться по телефону: 8-926-607-48-18.























Иеродиакон Павел (Коротких)

О Литургии знаменного роспева
Вступительная статья

Песнопения Литургии, составляющие полное чинопоследование и зафиксированные знаменной нотацией, впервые были обнаружены в рукописях середины XVI в. — видимо, до этого они бытовали в устной практике. Доследования Литургии других роспевов — путевого и демественного — появились на Руси позже, на рубеже ХVI-ХVII веков. Но и в первой половине XVII века они являлись достаточно редкими, будучи в основном достоянием придворных и архиерейских хоров. В большинстве приходских храмов и монастырей вплоть до последней четверти XVII века звучало унисонное знаменное пение, в котором напевы Литургии выделялись своей простотой, ясностью и покаянным чувством. О знаменном рос-певе святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Весьма справедливо святые отцы называют наши духовные ощущения «радосто-печалием»: это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохранился в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению... Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услыша знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием».
Во времена, последовавшие за церковной реформой XVII века, знаменное пение сохранилось и употреблялось в Русской Православной Церкви только в нескольких монастырях и скитах. Особенно известны из них Оптина и Саровская пустыни, а также Новоспасский, Соловецкий и Валаамский монастыри, Глинская и Зосимова пустыни, Псково-Печерский монастырь. Еще в начале XX века древние роспевы звучали в Успенском соборе Московского Кремля. Такое пение сохранялось по традиции: для служения в Успенском соборе всегда набирали священнослужителей с хорошими голосами, которые учились изустно от старых священников. После 1917 г. изучение знаменного роспева являлось достоянием чрезвычайно узкого круга ученых и собирателей. Только в 80-е - 90-е годы XX века после многолетнего перерыва стало возможным широкомасштабное практическое освоение знаменного роспева благодаря усилиям ученых-медиевистов и церковных певцов. Однако реально оно приостанавливается из-за отсутствия на клиросах крюковых книг с пореформенным текстом.
К сожалению, создание певческих книг, удовлетворяющих одновременно требованиям и традиции, и современности, — очень долгий процесс. Он требует проработки многочисленных источников, которая ставит своей целью не только выбор наилучших редакций песнопений, но прежде всего изучение певческого канона дореформенной эпохи, т.е. того периода, когда знаменное пение являлось всеобщим «певческим русским языком». Думается, это прекрасный повод для объединения усилий многих ученых, специализирующихся на разработке отдельных тем: истории крюковых книг, чинопоследований и видов знаменных песнопений.






Данное издание Вы можете приобрести в различных книжных магазинах, в том числе "Православное слово на Пятницкой", в расположенном непосредственно рядом с нашим храмом магазине "Православная книга" на ул. Бакунинская, а также в самом храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.

Назад к списку >>>

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта