Владимир Басенков. Из истории Успенской единоверческой общины Симбирска


basenkov.jpgДоклад на секции "Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" в рамках XXIV Рождественских чтений (26 января 2016, Москва)

На сегодняшний день обнаружено не так много источников о Единоверии его развитии в Симбирске и в Симбирской губернии в целом. Специально данным вопросом ни один из исследователей не занимался, и мы можем лишь довольствоваться сводными данными из информации о храмах и кладбищах Симбирска (путеводитель по храма Симбирска Александра Яхонтова 1898, сборник «Храмы, кладбища» Вячеслава Ильина), симбирских купцах (Прозоров), дожившими до наших дней безмолвными памятными надгробиями деятелей-единоверцев (Воскресенское кладбище).

А. Яхонтов сообщал в 1898 г.: «Одновременно с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово пришел в Симбирск некий игумен Макарий и «своим собственным коштом» устроил здесь в 1648—1654 гг. под горою «деревянную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с монастырскими келиями».

Как велика и какого устройства была эта монастырская церковь, не известно. Доподлинно известно одно, что она могла просуществовать только около тридцати леъ. На судьбу ее имел существенное влияние разгром Симбирска Стенькою Разиным. По одному монастырскому свидетельству, в этотъ разгром «весь монастырь былъ разграблонъ и сожженъ». Сгорела и Успенская монастырская церковь.

В 1673 году на месте прежней деревянной была построена новая каменная церковь во имя Успешя Божией Матери с приделом во имя святителя и Чудотворца Николая. Новая церковь была освящена в 1674 году. К середине 19 века наблюдается отток жителей из подгорной части города в надгорную.

Одновременно, в эту пору, к Русской Церкви присоединяются на правах единоверия старообрядцы спасового согласия. Успенская церковь была передана единоверцам, разобрана и перенесена в центр города.

В архиве Успенской единоверческой церкви хранилась (ныне утрачена) еще на то „благословенная грамота преосвященного Феодотия, Епископа Симбирекаго. И по своему содержанию, и по значению для истории Успенской церкви, и по важности для истории православия в крае, текст грамоты требует быть приведенным дословно.

Божиею милостию Смиренный Феодотий Епископ Симбирский.

Благословенъ Бог Отец, и единородный и единосущный Его Сын, Господь наш Исусъ Христосъ, и Духъ Святый, истинный Господь и животворящий, Божественною Своею благодатию сохраняяй Свою Святую, Соборную и Апостольскую церковь, по непреложному обетованию Его, непоколебиму, и вратами адовыми неодолиму, вселяй сдиномысленныя въ домъ духовный, соединенных въ вере соблюдай въ единении, разделённых недоумениями приводяй въ соединение, да будемъ вси, по слову Господню, едино стадо единаго Пастыря Господа нашего Icyca Христа, и вси, по слову Апостольскому, едино тело Его, исполняющего всяческая во всехъ.

Чтено и рассмотрено нами прошеше общества глаголемыхъ етарообрядцевъ града Симбирска, изъявивших благочестивое желание, и просящих, ради спасения и соединения съ Святою Апостольскою Церковью, дабы одна изъ древнейших града Симбирска церквей во имя Пресвятая Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Maрии честнаго и славнаго ея Успения с придельною во имя Святителя и Чудотворца Николы передана была вам для совершения въ ней Богослужения, без всякаго умаления и прибавления, по церковнымъ книгамъ, печатаннымъ по благословению Святейшихъ Патриарховъ: Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа, и Иосифа, и дабы рукоположенъ былъ для васъ къ той церквиво iepeи избранный вами старецъ Савва Банцековъ. И возблагодарили мы Бога о душахъ, ищущихъ праваго и ничем не прегражденнаго пути спасения, и возлюбявшихъ соединение съ Святою Апостольскою Церковью.

Прошение ваше, присная отныне чада Святыя Апостольския церкви, явилось благословенно и къ иснолнению возможно. На передачу просимаго вами храма и рукоположена къ оному во iepea избраннаго вами старца Савва дано благословение отъ Святейшаго Синода.

Сему последовательно, и Наша мерность, по благодати, дару и власти данней Намъ отъ великаго Архиерея Господа и Бога, и Спаса нашего Icyca Христа, чрсзъ святахъ Его Апостоловъ и святахъ Отцевъ, благословляемъ и определяема Древнюю Симбирскую Успенскую съ придельною въ пей во имя Святителя и Чудотворца Никола Церковью передать вамъ сообразно съ вашими понятии о древности.

Преподать вамъ древний со святыми мощами антиминсъ, освящения Святейшаго Патриарха Филарета, приятай Мною, по благословению Святейшего Синода, отъ Преосвященного Митрополита Московскаго Филарета и старопечатная Богослужебныя книги.

При сей церкви быть вашереченному рукоположенному Нами иерею Савве.

Совершать ему священнослужение по книгам, печатаным по благословению Святейшихъ Патриарховъ: Иова, Гермогона, Филарета, Иоасафа и Иосифа, без умаления и прибавления, и при томъ такъ, чтобы чинъ и обряда сего храма не были нарушаемы посторонними лицами, различествующими въ обрядахъ.
Присвоить сей церкви права, предоставленная отъ Святейшаго Синода Единоверческимъ церквамъ, указомъ 6 февраля, 1801 года.

При семъ безъ всякаго недоумения да будетъ ведомо вамъ, что изреченное Соборомъ 1667 года проклятие положено на не покоряющихся Святой Восточной Цоркви, и освящонному Собору, яко еретиков и непокорниковъ. И следственно вступивши въ миръ и соедииение со Святою Апостольскою Церковью, поелику симъ являютъ, что они не суть противники, то по самой силе определения Собора 1667 года, должны быть разрешены, и разрешаются и пребываютъ свободны отъ изреченнаго тамъ Собором проклятия. При семъ надлежитъ принять во внимание, что писанное въ книге Стоглаве о знамении честнаго креста и о сугубой аллилуи и о прочем, Соборъ 1667 года хотя нашелъ не сходными съ древними греческими и славянскими книгами, и сего не одобрилъ: однако на сию книгу и на писанное въ ней, и на упоминаемый въ ней Соборъ, своего проклятия не положилъ, разсуждая, что писано то по неведении, и что составившие описанный въ сей Соборъ не были противниками Церкви. И потому Святейший Синодъ по противъ суждения Собора 1667 года, и благословно вступившим въ миръ и соединение со Святою Апостольскою Церковью, по внисхождение, разрешаетъ обычное для нихъ употребляемые вышеупомянутых и прочихъ подобныхъ обрядовъ. Благодать Господа нашего Icyca Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будетъ со всеми, ради спасения, пришедшими и приходящими въ соединено со Святою, Соборною и Апостольскою Церковью. Аминь. Въ Богоспасаемомъ граде Симбирске, лета Господня 1854, октября 31 дня.

Такимъ образомъ, при Успенской церкви былъ снова восстановлен причтъ и приходъ. Первымъ священником былъ старецъ Савва Банцековъ изъ уроженцевъ Са-марской губернии.

Здесь немного стоит остановиться на отце Савве и вообще той скудной информации, которая стала известна о роде Банцековых. Вот что пишет краевед Прозоров в своей статье «Наследие Сергея Львовича Сытина в контексте социальной истории»: Банцековы составляли ядро общины старообрядцев-спасовцев до их массового перехода в единоверие, когда в лидеры вышли купцы Красниковы. Судя по семейным связям, Банцековы происходили из крестьян Московской губернии. Среди единоверцев упоминаются крестьянин Мартын Андреевич Банцеков (1790-1868 года жизни) и удельный крестьянин Московской губернии Кандратий Мартынович Банцеков, а также крестьянин Московской губернии Матвей Кандратьевич Банцеков. Василий Мартынович Банцеков упоминается уже как симбирский мещанин. Другая ветвь Банцековых предсатвлена симбирским купцом спасовцем Силантием Андреевичем и иереем единоверцев Саввой Андреевичем. Среди Банцековых были еще купец 2-й гильдии Иван Дорофеевич, православный, связанный с единоверцами, и крестьянин Московской губернии Артан Петрович, связанный с семьей Силантия Андреевича Банцекова.

На данный момент нами найдена (предположительно) могила иерея Саввы Банцекова на территории Воскресенского кладбища города Ульяновска. Есть версия, что могила может располагаться и в другом месте, однако памятник сохранен. На том же кладбище встречаются и захоронения представителей рода Банцековых, памятники выполнены в схожем стиле.

Но продолжим повествование о Успенской церкви.

Успенская церковь построена въ 1867 году тщанием прихожанъ и священника ея Саввы Банцекова. Зданиемъ - каменная, съ такою же колокольнею. Построена на подобие корабля, въ византийском стиле; снаружи и извнутри оштукатурена, покрыта листовымъ железомъ, окрашена медянкою. Длина и ширина холодной церкви—четыре сажени, длина теплой—три сажени и полтора аршина, ширина 3 саж., 2 арш. 14 вершковъ. Вся церковь, кругомъ, обнесена оградою; прежде былъ деревянный заборъ. Среди ограды ворота, а на одномъ углу — часовня.

Освящена Успенская церковь въ 1868 году. Въ ней - три престола: главный, въ холодномъ отделении, во имя Успения Божией Матери, второй, съ правой стороны трапезы, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы; третий, съ левой стороны трапезы, во имя святителя и чудотворца Николая. Святый алтарь холодной церкви длиною семь аршинъ, а шириною 10 аршинъ и 15 вершковъ, круглый; пол въ немъ— деревянный. Святый престолъ и жертвенникъ—дубовые, вышиною оба арш. 87а вершк.; длиною: престолъ—1 арш. 12 7* вершк., жертвенникъ—1 арш. 47а в.; шириною: престолъ—I арш. 7 в., жертвенникъ—1 арш. 57а в. Въ святомъ алтаре находятся четыре иконостаса, окрашенные карминомъ, местами позолоченные.

Особенное внимание обращаетъ на себя иконостасъ на Горнемъ месте. Въ средине его — икона Успения Божия Матери съ 12-ю апостолами; каймы образа кругомъ обложены серебромъ. Выше этой иконы—небольшая икона Божией Матери, Спасителя и Иоанна Крестителя; на самом верху — икона Пресвятыя Троицы. Ангелы и серафимы на иконе Успения Божией Матери — все съ венцами серебра. По преданию, эта икона перенесена изъ бывшей Успенской церкви.
Предалтарный иконостасъ — столярной работы, окрашен карминомъ; на немъ колонны, резьба и царския двери, изображаюпця животворяпцй Крестъ Господень, вызолочены на гульфарбу.. Въ общемъ это—тотъ древний иконостасъ, который былъ перенесенъ изъ прежней Успенской церкви. Однако он потерпел значительные изменения. Новые придатки къ нему такъ явственны, что сразу бросаются въ глаза. Существенно изменены также и царския двери: прежде они были сплошныя, теперь представляютъ форму восьмиконечнаго животворящаго Креста Господня. Изображенные на дверях, равно какъ и местныя иконы прежней церкви заменены теперь новыми, Московской работы. Прежние местные иконы частию поставлены въ Успенской часовне подъ горою, частию находятся въ церкви, но уже на другихъ местахъ.

Въ поступательномъ порядке иконы расположены въ иконостасе такъ.— Въ нижнемъ, первомъ, ярусе, по правую сторону царскихъ вратъ, Преображение Господне, Св. пр. Захария (на южной двери), Живоначальная Троица, по левую сторону—Успение Божией Матери, Архангелъ Гавриилъ (на северной двери), Вознесение Господне. Надъ местными иконами и царскими дверями, во 2-мъ ярусе, — Тайная Вечеря и двунадесятые праздники; въ въ третьемъ ярусе — Коронование Божией Матери и святые апостолы; въ 4-мъ ярусе—Спаситель и св. пророки: въ 5-мъ ярусе —Живоначальная Троица и св. праотцы, Введениее во храмъ пресвятой Богородицы и Сретение Господне. Надъ 5-мъ ярусомъ изображено снятие Господа со креста и положение во гробъ. Весь иконостасъ оканчивается крестомъ; вокругъ креста—резьба, вызолоченная на полиментъ; по двумъ сторонамъ креста предстоящее —Божия Матерь и Иоаннъ Богословъ.

Въ прочихъ местахъ холоднаго отделения церкви выдаются всн тн иконы, которые, по преданию, принесены изъ бывшей Успенской церкви. Таковы иконы: на правыхъ клиросомъ— Иоанна Крестителя и Предотечи Господня, изображенная въ виде ангела (въ прежней Успенской церкви эта икона стояла также за правым клиросом холодной церкви); за левым клиросом — Смоленская икона Божией Матери (въ бывшей Успенской цоркви находилась въ трапезе съ левой стороны), по преданию—этой иконе около 200 летъ, среди прихожанъ церкви она пользуется особымъ почитаниемъ, недавно на икону сделана риза и новый киот; Владимирская икона Божией Матери, и „Всехъ скорбящихъ Радосте*, св. Иоанна Воина.

Капитальною стеною, небольшою аркою, узкимъ коридором холодная церковь отделяется отъ теплой, трапезной. Оба трапезные придельные алтари одинаковой длины и ширины (5 арш.), четырехугольные, окрашены карминомъ, местами позолочены; полы въ нихъ деревянные.

Изъ иконъ въ этой части храма необходимо отметить Казанскую икону Божией Матери, находящуюся на левой стороне царскихъ вратъ въ Покровскомъ приделе. Икона—въ ризе малиноваго бархата, шита мелкимъ и крупнымъ жемчугомъ, осыпана разноцветными камнями; на предвечномъ Младенце—риза золотой парчи, украшена крупнымъ китайскимъ жемчугомъ; кругомъ икона обложена непробнымъ серебромъ, венцы—позлащенные серебряные; помещена за стекломъ въ раму, выкрашенную желтой краской. Въ Успенской старой церкви она была местною, на поклоне, иконою въ Никольскомъ приделе. Въ томъ же, Покровскомъ приделе находится местная икона Спасителя, бывшая въ прежней церкви местпою въ Успенском предалтарномъ иконостасе. Икона Святителя и чудотворца Николая, помещающаяся теперь за левымъ клиросомъ въ Никольскомъ приделе, въ томъ же приделе и за темъ же клиросомъ стояла и въ прежней Успенской цоркви, размеромъ икона 6X7 вершковъ.

Въ трапезной церкви на правой стене обращаетъ внимание на себя „образъ Пресвятыя Богородицы, како явися преподобному Серию. Размеромъ она 5X7 вершковъ, въ серебряномъ окладе; кругомъ иконы изображены события изъ жизни преп. Серпа. Внизу иконы—надпись, передающая слова Пресвятой Богородицы преподобному: „Не ужасайся избранниче мой, се приидохъ посетити тя. Услышана бо бысть молитва твоя о ученицехъ твоихъ, о нихъ же молишися, и о обители твоей, да не скорбиши прочее, отныне всеми изобиловати будутъ въ животе семъ, коимъ по отхождении ко Господу твоемъ неотступно буду во веки*. Разсказываотся, что икона эта казалась мироточивой предъ сильным пожаром, бывшим въ Большой Конной улице въ 1851 году «принесена въ церковь старицей Матреной Васильевой изъ дома Кузнецовыхъ». Особенной святыней Успенской церкви является икона съ частицами св. мощой неизвестныхъ святыхъ Божиихъ, принесенная въ церковь въ последнее время и приделанная надъ северною дверью Покровскаго придела.

Заботами преосвященнаго Феодотия, епископа Симбирскаго, объ единоверной пастве своей Успенская церковь обязана темъ, что въ ней есть такая замечательная церковная древность, какъ «холщевый» антиминсъ, освященный въ 7139 году Филаретомъ, патриархомъ Московскимъ.
Только любовию прихожанъ церкви къ продметамъ нашей церковной древности можно объяснить, что въ теперешней Успенской церкви города Симбирска, младшаго брата въ сравнении съ другими городами святой Руси, есть такие редкие экземпляры церковной древности, какъ следуюпце:

1. Святый антиминсъ (6851) года.
2. Другой антиминсъ (7134) года.
3. Святое напрестольное евангелие, напечатанное въ 7113 году въ царствующемъ граде Москве при державе Благовернаго и Христолюбиваго Государя Царя и Великаго Князя Василия Ивановича всея Русивъ первое лето благовернаго ого царьствия при пастве святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Руси, въ первое лето святительства его". Въ 1855 году на это евангелие сделана серебряная оправа; средникъ евангелия, распятие, и евангелисты—чеканные.
4. Евангелие, напечатанное въ Москве при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете въ 7136 году; оно въ бархатномъ переплете малиноваго цвета, средникъ и евангелисты— медные, позолоченные.
5. Евангелие, напечатанное при патриархи Иосафе въ Москве въ 7145 году; оно въ переплете, обложено малиновымъ бархатом; средникъ и евангелисты—медные, позолоченные; кругомъ обложено серебромъ; ножки и застежки литыя; на евангелие — полистовая надпись особенно характерна: „лета седмыя тысещи сто четыредесятъ шестого году декабря въ 15 день сию книгу евангелие напрестольное положил к церкве Живоначальныя Троицы к пророку Захарии и чюдотворцу Николе Иванъ Захаревъ Часвиязевъ ввотчину свою Тверскаго уезда всело Троецкое ахто сию книгу похочетъ украсти или затаить ' или злохитриемъ своимъ украдетъ и тотъ буди проклятъ ото всего вселенского собору в‘ нынешний и в‘ будущий векъ а сю книгу евангелие подписалъ и Иванов человекъ Захарьева Часвиязева Ларька Ивановъ.
6. Евангелие, напечатанное при патриархе Иосифе въ 7159 году на полуалександрийской бумаге небольшаго формата; на немъ переплета, корешекъ, верхняя и нижняя доска обложены чеканнымъ серебромъ; ножки и застежки—-литыя; это евангелио въ 1868 году украшено „отъ усердия* священникомъ Саввою Банцековымъ.
7. Псалтырь 7144 году съ надписью: „Сия книга глаголемая псалтирь приказу Большого Дворца подъячего Ивана Лихвинцева". Надпись проходитъ по всемъ листамъ.
8. Апостолъ, напечатанный въ Москве въ лето 7143 при патриархе Иоасафе.
9. Апостолъ, напечатанный при патр. Иосифе вь 7152 году.
10. Апостолъ, напечатанный въ Москве при патр. Иосифе въ 7156 году, въ лето седьмое его патриаршества.
11. Триодь цветпая 7144 году съ надписью следующая содержния: „Сию книгу пожаловалъ Государь Царь и Велиюй Князь Михаилъ Федоровичъ Всея Pyси в Переславскаго уезда Залескаго в‘ старую Александровскую слободу в церковь Усек-новение Честные Главы Иоанна Предотечи при попе Луке лета (7155) году апреля въ 1 день а подписалъ сию книгу Приказа Большого Дворца подьячий Георгий.

Были и еще две древнихъ книги: псалтирь (простая) 7154 г. и прологъ (декабрьский) 7151 г., но oни были переданы священникомъ Саввою Бапцоковымъ Темрязанскииъ единоверцамъ (Мордовская Темрязань, Барышский район).

Отъ прежней Успенской церкви перешли къ теперешней Успенской церкви, кроме святыхъ иконъ, еще: а) святый потиръ серебряный, вызолоченный, въ решетке, съ таковыми же дискосомъ, звездицею, лжицею и двумя блюдами, сделанный въ 1797 году, и б. колоколъ весомъ въ 58 пудовъ съ надписью: „1777 году августа 10 дня вылитъ сей колоколъ въ городъ Синбирскъ ко храму Успения Божия Матери.

Вот довольно подробная информация о Успенской Церкви в путеводителе Яхонтова. Стоит заметить, что церковь Успения была закрыта в 1929 году,

Совсем немного остановимся на единоверческих кладбищах Симбирска, коих известно 3:
1. Единоверческое (староверческое) кладбище (с начала 1800-х гг. – после 1926 г.)
Находилось на берегу Чувича, рядом с кладбищем Святого Духа, по другую сторону Мингалевского спуска Кладбище староверов, расположенное в месте, пожалованном им еще императором Александром I. Занимало территорию площадью 380 кв. саж. К 1926 г. это кладбище было полностью заброшено.
2. Единоверческое (староверческое) кладбище (с начала 1900-х гг. – после 1925 г.) Находилось около Стрижева оврага, рядом с больничным кладбищем .
3. Единоверческое (староверческое) кладбище (1866 г. - после 1926 г.) Находилось на Северном выгоне, за Ленкоранскими военными казармами - ныне территория филиала С.-Пе-тербургского военного университета связи (район спортплощадки и здания спецфакультета), рядом находится здание УНИПТИМаш - ул. Радищева, 140 Кладбище староверов отведено городом в 1866 г. Занимало территорию площадью 600 кв. саж. На планах 1898, 1900 и 1904 гг. отмечено как существующее, а на плане 1913 г. оно почему-то «предполагалось». В 1926 г. находилось в ведении Общества верующих Единоверческой церкви, обеспечивавшего сохранность памятников и благоустройство кладбища.



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви."
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
 



Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта