Алексей Светозарский: "Это одна из мрачных и тяжёлых эпох нашей церковной истории"
О причинах, хронологии и последствиях церковного раскола XVII века мы беседуем с профессором Московской духовной академии Алексеем Светозарским.

Белобородов С.А., Боровик Ю. В. «Ревнители древлего благочестия» (очерк истории верхнетагильского старообрядчества)
В статье прослеживается история старообрядческих общин различных согласий в Верхнетагильском заводе в XVIII — первой половине XX в. Авторы использовали документальные источники, записи бесед с потомками старообрядцев, фотоматериалы.

Елисеев Владимир, прот. Культурный феномен старообрядчества

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Т.1,2. — М., 2009. - 688 с.

Мальцев А.И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII -- начале XIX в.
Монография, посвящённая одной из малоизученных проблем истории российского старообрядчества — взаимоотношениям старообрядческих беспоповских согласий в XVIII — начале XIX в.

Мошина Т.А. «Чтобы братии было не вредно и угодно». Заметки о трапезе в Выговском старообрядческом общежительстве
Статья из сборника "Старообрядчество: История, культура, современность. Т. 2: Материалы. – М., 2007".

Поташенко Григорий. Староверие в Литве: Вторая половина XVII - начало XIX вв.
Исследования, документы и материалы

Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

Священник Иоанн Миролюбов. "В поисках града Китежа" (Русский дом №3 март 2019)
Что произошло при Патриархе Никоне? Как возникла идея Единоверия? Какова судьба старообрядных единоверческих приходов РПЦ после революции 1917 года и сегодня? Что привлекает современного человека в старом обряде? На эти и другие вопросы «Русского Дома» отвечает протоиерей Иоанн МИРОЛЮБОВ, настоятель Покровского храма в Рубцове (Москва), секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в прошлом - наставник Гребенщиковской старообрядческой поморской общины города Риги (Латвия).

Священник Иоанн Миролюбов. "Преодолевать, а не усугублять разделение"
Руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов – о проекте документа Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века», обсуждение которого ведётся в настоящее время.

Старицын А.Н. Анзерские старцы
В истории Анзерской пустыни есть белое пятно, которое по идеологическим соображениям замалчивали церковные историки прошлого и стыдливо обходят молчанием современные авторы (1). Речь идёт о времени осады Соловецкого монастыря царскими войсками 1668–1676 гг. Анзерские монахи были не сторонними наблюдателями, но активными участниками драматических событий, происходивших на Соловецком архипелаге в указанные годы. Более того, они имели четко выраженную позицию по отношению к церковной реформе.

Старицын А.Н. Салмозерское поселение инока Иосифа Ловзунского
Документальные материалы о самосожжении инока Иосифа Ловзунского в 1689 г. Представлен комплекс документов, дающих полное представление об обстоятельствах Салмозерской «гари» 1689 г., а также материалы, проливающие свет на биографию инока Иосифа — в миру Иакова Баженова, уроженца села Ловзунги в Каргополье, постриженика Александро-Ошевенского монастыря и келаря каргопольского Спасо-Преображенского монастыря, известного своей глухой оппозицией к церковным «новинам».

Старицын А.Н. «Неизвестное» староверческое поселение за Салмозером
"Проведенный анализ старообрядческих сочинений в свете новых фактов... позволяет заключить, что фигурирующее в деле поселение за Салмозером это не что иное, как поселение Иосифа Ловзунского, о котором упоминают староверческие сочинения".


Публикация 1 - 13 из 13
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта