Г.Б. Печенкин. Издательский проект Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции: "Пение по древнерусским знаменам"

На одном из прошлых наших выступлений на Рождественских чтениях от имени Общества свт. Иова, одной из главных задач которого является содействие возрождению древнерусского знаменного пения на богослужениях в РПЦ, говорилось о «необходимости соответствующей издательской, просветительской и образовательной деятельности». Для успешной образовательной и просветительской деятельности необходимо прежде всего организация издательского дела. В частности, требуется создание учебной литературы, с помощью которой можно было бы привлекать к изучению и практике знаменного пения не только отдельных любителей старинного церковного искусства и древнего чина, но также и церковных певцов, руководителей пения, священнослужителей, учащихся духовных и воскресных школ. В современной богослужебной практике РПЦ употребляются разные стили пения. Среди них можно выделить стиль, иногда называемый «старообрядческим пением». Однако необходимо помнить о том, что знаменное пение в РПЦ исторически складывалось не как один из стилей, но как основной способ распева богослужебных текстов, причем хорошо известный всему русскому православному народу, и бытовало почти семь столетий после принятия Русью святого Крещения.

В своем докладе1 на I-м Международном съезде церковных регентов митрополит Волоколамский Иларион называет знаменное пение «идеалом и эталоном русского церковного пения». Мы как православные христиане должны стремиться к идеалу и эталону. Древнерусскую богослужебную певческую традицию можно назвать нашим церковным достоянием, своего рода «святыней». Знаменное пение складывается из двух направлений — обихода и столпового роспева. Если столповой роспев предполагает специальную подготовку певцов и знание мелодического фонда гласов, то обиходные напевы, в большей степени повторяющиеся изо дня в день, достаточно легко ложатся на слух и вполне могут быть употребляемы народными хорами, как то было в древние времена, когда весь народ исполнял большую часть неизменяемых богослужебных песнопений. На упомянутом выше съезде Святейший патриарх Кирилл в своем Слове2, обращенном к участникам съезда, указывал на то, что в настоящее время необходимо «начать расширять пространство народного пения в нашей богослужебной практике». Знаменное пение, как унисонное, т. е. одноголосное, в хорах, в частности состоящих из малоподготовленных певцов, нередко используется на богослужении в отдельных храмах, что мы можем наблюдать в последние два десятилетия. Включиться в клиросное пение в один голос намного проще, чем разбиваться на голоса и строить аккорды. Для более успешного использования русского богослужебного унисонного пения необходима дополнительная подготовка певцов, которая может быть осуществляема как в учебных заведениях, так и в условиях самостоятельной работы, что в свою очередь требует разработанного методического материала. Кроме того, на наш взгляд необходимо введение в духовные школы специального курса по изучению основ древнерусского пения, как части Предания Церкви, незаслуженно забытой в последние три столетия. Изучение основ древнего церковного пения практикуется в семинариях ряда восточных Православных Церквей.

По нашим сведениям в настоящее время в РПЦ обучение знаменному пению в духовных учебных заведениях осуществляется достаточно редко, в лучшем случае на уровне факультатива, благодаря отдельным энтузиастам. В регентско-певческих отделениях на уровне учебных программ со знаменным пением знакомятся лишь как с одноголосным стилем, своего рода начальным этапом эволюции русского православного богослужебного пения3. При знакомстве с отдельными образцами древнего пения, как правило, не рассматриваются важные вопросы, которые имеют непосредственную практическую направленность для будущих служителей Церкви. Приведем в качестве примера несколько таких вопросов:

1) что такое церковный распев и в чем его отличие от музыкального сочинения;
2) чем различается литургическое чтение от пения и допустимо ли петь скороговоркой;
3) что такое стихословие и в чем различие распева гимнов (песней) и псалмов;
4) что такое самогласен и малый распев, в чем их различие;
5) в чем принципиальная разница между древней невменной и современной линейной нотациями.

Изложенные выше проблемы в изучении знаменного пения в духовных школах требуют серьезного критического анализа и мер по разработке нового, более глубокого подхода в систематизированном изучении незаслуженно забытой семивековой певческой традиции.

Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, имеющий благословение на издательскую деятельность, ориентированную на церковную традицию дореформенного периода и Общество свт. Иова, одной из главных задач которого является содействие возрождению древнерусского богослужебного пения, уже имеют опыт совместных изданий учебных пособий и сборников по знаменному пению. Это «Возвашник»4, изданный в 2010-м году и «Панихидник»5, изданный в 2013-м году. Однако указанные выше издания охватывают только отдельные пласты знаменного пения. В настоящее время необходим тщательно разработанный методический материал по изучению древнерусского богослужебного пения, который был бы пригоден как для учебных заведений, так и для самостоятельной работы. В частности, на данном этапе более всего необходим материал начального уровня сложности, для организации ознакомительного, вводного курса, учитывая в том числе потребности неподготовленных певцов и детей.

Патриарший центр вносит свою посильную лепту в дело возрождения древнерусского богослужебного пения и при участии Общества свт. Иова начинает осуществлять разработку упомянутых выше учебных материалов, которую предполагается воплотить в серию изданий под общим названием «Пение по древнерусским знаменам». В настоящее время к выходу в свет подготовлен первый выпуск под названием «Начальные уроки», в виде книги двухцветной печати, с приложением сопутствующей аудиозаписи. Поскольку издание предполагается как серия, то, возможно, потребуется как коллегиальная работа, так и работа разных авторов над разными выпусками. Мы надеемся на сотрудничество со специалистами и приглашаем желающих принять участие в разработке методического материала.

Первый выпуск издания «Пение по древнерусским знаменам» под названием «Начальные уроки» состоит из четырех частей. Первая часть — 15 уроков, на которых постепенно вводятся 25 знаков алфавита знаменной нотации. Уроки состоят из 103 упражнений, специально разработанных на основе языка знаменного роспева, включающие также образцы обихода и столпового роспева. Знаки крюковой нотации предлагаются для их освоения в виде функций, при помощи которых фиксируется распев, на основе напева, который в свою очередь преподается на занятиях от учителя или при помощи аудиозаписи. Кроме того, древнерусские знамена приводятся в сопоставлении со своими прототипами из византийской нотации. Перед первой частью пособия помещена вводная статья, содержащая краткие сведения по истории древнерусского богослужебного пения и о его судьбах.

Вторая часть — краткая теория распева и нотации. Здесь вводится необходимая для начального уровня терминологическая база и сведения о принципах распева богослужебного текста. В частности, в концепции учебного пособия различаются понятия напева, роспева и распева. Напев — это некое устное предание, роспев — конкретная мелодическая система (напр., столповой роспев), а распев — это собственно распев богослужебного текста, т. е. распределение элементов напева на слогораспевы. В теорию распева и нотации вводятся также абстрактные понятия, основанные на древнерусской теории богослужебного пения. Так, литургическое пение (т. е. распев) отличается от литургического чтения мерным протягиванием слогов богослужебного текста. Слоги делятся на краткие и долгие. Одна из простейший функций знамен — фиксация продолжительности слога (т. е. слогового времени). Внутри слога могут быть голосовые движения, называемые «гласоступаниями», на которые также указывает знамя, помимо слогового времени.

Кроме изложенных теоретических сведений вторая часть содержит краткие мелодические характеристики восьми гласов и певческих ладов, на которых строится знаменное осмогласие, на примере фрагментов малого распева и столпового роспева. Вторая часть дополнена всевозможными таблицами, которые могут быть использованы в качестве наглядного материала по запоминанию и классификации древнерусских знамен.

Третья часть — хрестоматия, т. е. сборник песнопений, примеры богослужебного пения из годового круга. Это песнопения начального уровня сложности, которые могут быть освоены в рамках вводного курса по изучению знаменного пения. Песнопения подобраны таким образом, чтобы ознакомить обучаемого с разными формами богослужебного пения в традиции знаменного роспева. Приведем некоторые из них:

1) «говорка» (мерный речитатив);
2) тропарь «говоркой» или чтением, «конец на глас»;
3) строки ектений и литургических диалогов;
4) из обиходного осмогласия: избранные стихи псалма с припевом «на глас» («Бог Господь», «Аллилуйя», «Свят Господь Бог»);
5) из обиходного осмогласия: образцы малого распева стихир;
6) стихословие псалма — распев избранных стихов с припевом или припевами;
7) песни (гимны) обихода вечерни, утрени и Литургии;
8) образец самогласного распева, на примере ирмоса.

Характерная особенность первой и третьей частей — песнопения или их фрагменты могут быть изложены в нескольких распевах в рамках одного напева, в зависимости от варианта литургического текста и принципов распева. Так, песнь «Святыя славы», песнь Богородицы излагаются в трех распевах: в древнем «наонном», также в «наречном» с дореформенным текстом и наконец в «наречном» с пореформенным текстом, а «Достойно есть» малого распева — в пяти распевах: с дореформенным текстом, с пореформенным текстом, с греческим текстом, «поморская напевка», древний распев.

Это сделано с учетом того, чтобы учебное пособие могло быть использовано как среди тех, кто употребляет либо дореформенные, либо пореформенные богослужебные тексты, а также в учебных заведениях, где изучается греческий язык. При использовании на практике «наречного» пения есть возможность сначала ознакомиться с древним распевом, из которого была сделана «наречная» редакция.

Песнопения хрестоматии подобраны таким образом, чтобы можно было бы по мере их освоения привлекать обучаемых к участию в богослужении, например, организуя учебные или народные знаменные клироса.

Четвертая часть — комментарии к трем частям.

Подводя итог, необходимо заметить, что учебное пособие может быть использовано как в условиях общепринятой богослужебной практики РПЦ, так и при служении по древнему чину, в том числе и разными возрастными группами, учитывая начальный уровень сложности вводимого певческого материала.

Таково краткое описание первого выпуска «Пение по древнерусским знаменам».

Теперь в двух словах коснемся существующих учебных пособий, которыми обычно пользуются при изучении знаменного пения.

Имеющиеся на данный момент учебные пособия являются скорее руководствами по прочтению современной пометной столповой нотации. Т.е. учащемуся фактически предлагается освоить технику дешифровки крюковой записи при помощи буквенных помет, обозначающих ступени «обиходного» звукоряда, также дробного знамени, различных символов (типа точек и тире) или посредством линейной нотации. Такой метод освоения знаменного пения под силу далеко не каждому современному православному человеку, желающему изучать знаменное пение, в особенности, если он не имеет музыкальной подготовки и соответствующего слухового опыта. С другой стороны, применение сольфеджирования6 при изучении знаменного пения вызывает у музыкально подготовленных лиц недоумение другого рода, о необходимости изучения сложной, порой запутанной знаменной пометной нотации, если проще и нагляднее считывать цепочку звуковых точек по нотации круглой. На наш взгляд, при изучении знаменного пения, в особенности «с нуля», необходимо дозированно вводить крюковую письменность, чтобы не отпугивать знаменной нотацией в ее современном виде, а, напротив, облегчить процесс запоминания песнопений, осваиваемых по слуху, через учителя или аудиозапись.

Здесь уместно провести параллель с изучением иностранного языка, когда для эффективного и быстрого его освоения начинают не с алфавита и всевозможных правил, а с разговорной речи, постепенно вводя письменность и основы грамматики.

Подводя итоги нашего обзора хотелось бы выразить надежду, что настоящее издание и его будущие выпуски послужат делу возрождения нашей великой русской духовной культуры. Не исключено, что кому-то предложенная нами методика может показаться чем-то новым или даже революционным. Как говорит народная мудрость — «новое — это хорошо забытое старое». В наше быстротекущее время информации и технологий необходимо пробовать разные методы и технологии, в том числе и при обучении церковному пению, чтобы со временем были отобраны самые лучшие и эффективные из них. Надеемся, что учебное пособие пройдет необходимый искус и будет использоваться в духовных учебных заведениях и певческих школах, а само знаменное пение как минимум займет достойную нишу в богослужебной жизни нашей Церкви.

Москва, 2017

_________________________________
1 http://www.patriarchia.ru/db/text/4484441.html
2 http://www.patriarchia.ru/db/text/4702438.html
3 Изучение образцов знаменного пения чаще всего происходит по расшифровкам в линейной нотации. В некоторых учебных заведениях крюковая нотация изучается, но лишь как один из способов фиксации мелодии, равносильный нотации линейной. Крюковая нотация изучается через дешифровку в линейную нотацию.
4 Печенкин Г. Б. Возвашник. Возвахи знаменного роспева. — М.: Общество свт. Иова, 2010.
5 Печенкин Г. Б. Панихидник певчий. — М.: Общество свт. Иова, 2013.
6 Под «сольфеджированием» здесь мы понимаем дробление слогораспева, выраженного знаменем или группой знамен, на звуковые точки, интервальные ходы.



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта