Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II участникам юбилейной конференции в Свято-Даниловом монастыре, 2000 год

ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, СОХРАНЯЮЩИМ В БОГОСЛУЖЕНИИ ДРЕВНИЕ РУССКИЕ ОБРЯДЫ, В СВЯЗИ С 200-ЛЕТИЕМ КАНОНИЧЕСКОГО БЫТИЯ СТАРООБРЯДНЫХ ПРИХОДОВ В ЛОНЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Боголюбивые архипастыри, пастыри и всечестные иноки, Возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодать вам и мир от Господа нашего Иисуса Христа! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на юбилейную конференцию.

Отмечая 200-летний юбилей канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, Русская Православная Церковь свидетельствует ныне о непреходящей действенности церковных устоев, согласно которым Церковь Христова «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3) издревле допускала разнообразие местных литургических особенностей и обрядов при условии единства в истинах веры.

Более трёх веков минуло с тех пор, когда в России были предприняты усилия по установлению единообразия богослужебных чинов и обрядов с таковыми же, утвердившимися к тому времени в Греко-Восточных Православных Церквах. Эта реформа встретила серьёзную оппозицию у значительной части духовенства и церковного народа православной Руси.

Создавшееся в Русской Православной Церкви положение было предметом озабоченности Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложивших клятвы на всех, не приемлющих изменения, произведённые Патриархом Никоном и его преемниками.

Постановления Московских Соборов 1656 и 1667 годов не привели к умиротворению, но косвенно явились одной из причин последовавшего трагического раскола в Русской Церкви и отпадения от неё многих привер­женцев старых обрядов. Бесплодная полемика по обрядовым вопросам, с применением обеими сторонами недопустимых «поносительных выражений», гонения светских властей на инакомыслящих, от чего пострадали многие ревнители старых обрядов, привели к росту недоверия и углублению противостояния.

Раскол, возникший в XVII веке и получивший название «старо­обрядческий», на протяжении трёх столетий остаётся причиной глубокой скорби и озабоченности православного народа в нашем Отечестве. Помня завет Господа нашего Иисуса Христа «да будут все едино» (Ин. 17, 21), христианин не может, не имеет права мириться с состоянием разделения, воспринимая его как историческую данность, но всеми силами должен стремиться к уврачеванию этой болезненной кровоточащей раны на Теле Христовом, «дабы не было разделения в теле, а все его члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25-26).

Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Ничто тик не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виновны, как те, кто мучил тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви. Вот почему мы говорим вам это теперь, чтобы в последний день вы не могли сказать: никто не сказал мне об этом, никто не объяснил. Мы не знали об этом и не считали это грехом. Теперь я говорю и свидетельствую, что причинять разделение в Церкви есть не меньшее зло, чем впадать в ересь. Поскольку все вы совершеннолетние и отвечаете за свои дела, я прошу вас быть ответственными за свои поступки, не считая себя невинными и кладущими все у нашего порога, ибо так вы можете избежать столь вредного самообмана».

Ныне мы отмечаем 200 лет с того дня, как Святейший Синод Российской Православной Церкви, движимый стремлением к уврачеванию пагубного разделения, рассмотрел просьбу части приверженцев старых русских обрядов о принятии их в церковное общение с восстановлением законного священства, и принял решение о воссоединении с Церковью обратившихся из раскола, благословив им отправлять богослужение по старопечатным книгам, соблюдая старые русские обряды. Решение Святейшего Синода вступило в силу 27 октября 1800 года и с этого дня многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери- Церкви, наследниками её благодатных даров.

Однако постановления и клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 го­дов, где в старых обрядах дониконовских времён усматривался чуть ли не еретический смысл, вызывали определённое смущение у православных русских людей. Наиболее просвещённые иерархи Русской Православной Церкви, стремившиеся к уврачеванию раскола, понимали, что клятвенные определения Соборов 1656 и 1667 годов существенно препятствуют взаимопониманию и доверию, столь важных и необходимых в двустороннем диалоге. В результате длительной и кропотливой работы Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов наметил ряд важных начинаний, направленных на обретение чаемого единства Русской Церкви, но известные исторические события и наступившее затем скорбное время гонений на христианство в России не позволили воплотить в жизнь эти благие намерения.

Только в 1971 году Собор Русской Православной Церкви своим Деянием от 2 июня подтвердил православие богослужебных книг бывших в употреблении до патриарха Никона, засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов, отверг порицательные о них выражения и отменил клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов, «яко не бывшие», как на сами обряды, так и на придерживающихся их православно­верующих христиан.

Перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследо­вания и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлых столетиях, положившей труднопреодолимую разделённость в Русской Церкви, существующую до сего дня. Таким образом, не столько само по себе исправление богослужебных книг и изменение обрядов, происшедшие при Патриархе Никоне, сколько жестокие и неоправданные методы приведения к повиновению, сыграли определяющую и самую трагическую роль в углублении раскола.

Оценивая события трёхсотлетней давности, Мы не считаем себя вправе судить об ответственности отдельных лиц, вовлечённых в репрессивные действия по отношению к части своей паствы, ибо все они давно предстали пред судом Божиим. Ныне же, следуя заповеди Спасителя, «потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 15, 34), Мы простираем Нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне её, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и, в особенности, не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны.

Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно­исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драго­ценность в литургической сокровищнице Церкви.

Преподавая Наше Патриаршее благословение всем священнослужителям, инокам и верующим в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, Мы сердечно желаем всесильной помощи Божией всем ревнителям древнего благочестия, и надеемся, что ваши труды станут весомым вкладом в общецерковное делание православной проповеди богооткровенных и спасительных истин христианства.

Воздав хвалу и благодарение Господу Богу, положившему во время оно в сердца избранных своих благое и спасительное помышление прийти в соединение веры и в разум истины, Мы возносим так же свои молитвы ко Творцу и о сынах наших, «ушедших на страну далече» (Лк. 15, 13), — да приведет Он расстоящая паки воедино, да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, да в любви друг ко другу исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Опубликовано: Православное единоверие в России / Сост. П. Чубаров, В.Н. Павлов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - С. 12-16 . Также текст опубликован на сайте mospat.ru.



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Старообрядческий раскол, которому уже более 300 лет, является трагедией Русской Церкви… Мы сейчас должны задумываться не столько о том, кто был прав, и кто был виноват во всей этой трагической истории, сколько о том, как исцелить те раны, которые были нанесены в течение более трех веков существования в нашей Церкви раскола…"
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта