20.05.2013

  Митр. Иларион (Алфеев)

Диалог со старообрядчеством



 Глава опубликована в книге: Иларион (Алфеев), архиепископ Волоколамский. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. - М.: ЭКСМО, 2009. - С.201-211.

 

Одним из аспектов деятельности митрополита Кирилла в должности председателя ОВЦС было налаживание контактов со старообрядческими согласиями в целях преодоления раскола, существующего уже около 350 лет.

Истоки этого раскола восходят к деятельности Патриарха Никона (1605­-1681), который в середине XVII века инициировал ряд литургических реформ. В частности, он продолжил «книжную справу», начатую ещё его предшественниками, однако в исправлении богослужебных текстов и церковных обычаев пошёл гораздо дальше. Он требовал замены традиционного для Руси двоеперстия (крестного знамения с двумя сложенными перстами) троеперстием, в соответствии с современной ему греческой практикой.

Против Никоновой реформы выступили протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, которые пользовались популярностью в народе.

В 1654 году Никон созвал Собор, постановивший исправить богослужебные книги в соответствии с греческими и утвердивший троеперстие. Епископ Коломенский Павел пытался было возражать, но Никон низверг его с кафедры и подверг тяжкому телесному наказанию, в результате которого тот сошёл с ума. Деятельность Никона противниками реформ была расценена как кощунственная, лидеры раскола увидели в Никоне антихриста.

Клятвы (проклятия) на старые обряды, наложенные Московским Собором 1656 года, в котором участвовали Патриархи Антиохийский и Московский, не воспрепятствовали, а, наоборот, способствовали дальнейшему распространению старообрядчества. Раскол не прекратился и после ухода Никона с патриаршества и даже после его низложения, поскольку Большой Московский Собор 1667 года, последовавший за низложением Никона, оставил в силе клятвы на старые обряды и одобрил проведённую Никоном реформу.

В ХVIII—ХIХ веках старообрядчество, несмотря на репрессии со стороны государства, распространилось по всей России и вышло за её пределы. Старообрядчество распалось на множество толков, или «согласий», из которых основными в настоящее время являются поповцы и беспоповцы первые имеют церковную иерархию и священство, вторые не имеют.

Как мы уже говорили, в 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви по инициативе митрополита Никодима отменил наложенные Соборами 1666 и 1667 годов клятвы на старые обряды. В определении по данному вопросу Собор подчеркнул, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделённой Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения»[287].

Некоторые старообрядческие согласия положительно откликнулись на решения Собора 1971 года. В частнасти, в Древлеправославной Поморской Церкви «приветствовали такое решение Русской патриаршей Церкви и назвали его «проявлением доброй воли», которое «устраняет взаимную отчужденность и неприязнь, создаёт предпосылки для лучшего взаимопонимания»[288]. Была выражена принципиальная готовность к диалогу с Русской Православной Церковью[289].

Полноценный диалог, однако, в советское время так и не начался. В 1970-е, 80-е и 90-е годы отношения Русской Церкви со старообрядцами носили достаточно формальный характер. Отдельные представители старообрядчества встречались с представителями Патриархата на тех или иных мероприятиях, однако систематического диалога, направленного на преодоление разногласий, не было.

Лишь в 1990-е годы началась систематическая работа по подготовке полномасштабного диалога Русской Церкви со старообрядческими согласиями. В 1998 году митрополит Кирилл инициировал обсуждение темы старообрядчества на декабрьском заседании Священного Синода. Обсудив доклад митрополита о состоянии православно-­старообрядческих отношений, Синод признал важность развития и углубления сотрудничества между Русской Православной Церковью и старообрядчеством для укрепления традиционных духовных ценностей и норм жизни нашего общества. Отделу внешних церковных сношений было поручено тщательно изучить формы и перспективы сотрудничества Московского Патриархата и старообрядчества, подготовив соответствующие предложения по развитию диалога между ними.

После этого решения официальные встречи с представителями различных старообрядческих согласий стали более регулярными. В частности, 3 июня 1999 года в ОВЦС состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии во главе с председателем Центрального Совета, старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иоанном Миролюбовым. На встрече были обсуждены пути устранения негативного отношения к применению в православном богослужении старого или нового обрядов. Стороны наметили некоторые аспекты двустороннего сотрудничества в духовном возрождении общества и обсудили планы действий по выработке взаимоприемлемых договорённостей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении старообрядчества[290]. По итогам встречи был подписан меморандум, который лёг в основу дальнейшей деятельности в данной сфере.

На следующий день, 4 июня 1999 года, Священный Синод Русской Церкви принял определение, в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. Синод призвал церковные издательства «применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами». Синод осудил «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви»[291].

19 июля 1999 года определением Священного Синода при Отделе внешних церковных сношений была создана Комиссия по координации взаимоотношений Русской Православной Церкви со старообрядцами. В комиссию вошли представители разных старообрядческих согласий. Однако, по признанию митрополита Кирилла, «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога». Как отметил митрополит, «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием»[292].

На Архиерейском Соборе 2000 года митрополит Кирилл сделал доклад, в котором оптимистично оценил перспективы диалога Русской Православной Церкви с различными ветвями русского старообрядчества. До недавнего времени, - отметил он, - в силу сложившегося у старообрядцев менталитета, обусловленного охранением старых обрядов и уклада жизни и выражающегося в некоторой закрытости и отчуждённости от окружающего мира, они не проявляли готовности идти на регулярные контакты с представителями Русской Православной Церкви. Это обстоятельство лишало возможности взвешенно, планомерно и совместными усилиями решать возникающие проблемы». Однако, продолжил митрополит, после решений декабрьского Синода 1998 года были проведены собеседования и консультации с представителями от старообрядцев. По их итогам была создана координационная комиссия, призванная «на постоянной основе иметь нормальный, деловой двусторонний контакт, чтобы без предвзятости, лицом к лицу обсуждать возникающие вопросы и проблемы»[293].

Осенью 2000 года исполнилось 200 лет со дня учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Церкви[294]. В связи с этим юбилеем в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция открылась торжественным молебном в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, совершенным по старому чину духовенством всех единоверческих приходов Московского Патриархата. Обращаясь к участникам и гостям конференции, Святейший Патриарх Алексий сказал: «Перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлых столетиях, положившей труднопреодолимую разделённость в Русской Церкви, существующую до сего дня. Таким образом, не столько само по себе исправление богослужебных книг и изменение обрядов, происшедшие при Патриархе Никоне, сколько жесткие и неоправданные методы приведения к повиновению сыграли определяющую и самую трагическую роль в углублении раскола. Оценивая события трёхсотлетней давности, мы не считаем себя вправе судить об ответственности отдельных лиц, вовлечённых в репрессивные действия по отношению к части своей паствы, ибо все они давно предстали пред судом Божиим. Ныне же, следуя заповеди Спасителя «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:З5), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Рускской Православной Церкви, так и вне её, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и в особенности не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны».

Конференция вела работу под председательством митрополита Кирилла и собрала делегатов от единоверческих общин Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Нижегородской, Ивановской, Екатеринбургской и Самарской епархий.

В работе конференции приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, а также представители общественности, научных кругов и гости от старообрядцев из России, Беларуси, Латвии и Литвы[295].

В феврале 2004 года в Москве прошёл VIII Всемирный русский народный собор, в числе участников которого был старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан. В своём докладе он коснулся трагической судьбы старообрядцев: «С середины XVII века, со времени церковных реформ и раскола, русский народ оказался разделённым не только духовно, но и физически. Огромное число русских было вынуждено бежать на окраины России, а затем и вовсе уйти за границу. Православным христианам, которые хотели сохранить отеческую веру, оказалось безопаснее жить и молиться в окружении турок и поляков, нежели рядом с единокровными братьями. Масштаб «русского исхода» трудно себе представить. По многочисленности, по трагизму, по глубине той отметины, которую он оставил в русском сердце, его можно сравнить разве что с послереволюционной эмиграцией. По нашим данным, сегодня потомки старообрядцев живут более чем в 17 странах, и, к прискорбию, их мало что связывает с современной Россией. Однако старообрядцы и теперь, через три века, благодаря своей вере остаются русскими людьми, хранящими на чужбине язык и обычаи предков. Они не нашли, да и не искали себе новой родины»[296].

11 мая 2004 года состоялась встреча митрополита Кирилла с митрополитом Андрианом. Встреча, прошедшая в атмосфере открытости и доверия, положила начало новому этапу взаимодействия между представителями Московского Патриархата и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Темами этой и последуюших бесед стали различные нужды старообрядческих общин, сотрудничество в сферах культурной, информационной и издательской деятельности, общие усилия, направленные на оздоровление нравственной жизни общества. За время своего недолгого служения на московской старообрядческой кафедре митрополит Андриан совершил немало поездок в различные регионы, причем, как правило, встречался с местными иерархами Русской Православной Церкви[297].

В октябре 2004 года тема диалога со старообрядчеством была обсуждена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Доклад митрополита Кирилла на Соборе содержал подробный анализ истории старообрядчества, проблем и перспектив диалога. Как отметил митрополит, «проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у неё есть и иные аспекты - социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе».

Разделение, длящееся веками, становится привычным, отметил митрополит. Но «даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия».

Митрополит указал на три причины, по которым он считает своевременным развитие диалога со старообрядцами. «Во-первых, и это самое главное, происшедший в XVII веке раскол, по милости Божией, не привел к появлению иной модели цивилизации, как это произошло, например, в результате великого раскола Востока и Запада. Мы и старообрядцы разделяем одну и ту же веру не только в догматическом, но и в жизненном выражении у нас одна система ценностей. Поэтому в практическом свидетельстве и служении обществу старообрядцы являются нашими естественными соработниками... Во-вторых, у нас со старообрядцами одно и равно любимое Отечество. Нам одинаково дороги наследие и идеалы Святой Руси... В-третьих, именно теперь — впервые за долгое время - сложились наиболее благоприятные условия для доброжелательного и доверительного диалога. Ушли в прошлое времена, когда «господствующая» Православная Российская Церковь могла фактически рассматриваться как придаток государственной власти, как «ведомство православного исповедания», когда государство в своей заботе об интересах Церкви, как оно их со своей точки зрения понимало, действовало присущими государству методами принуждения, в том числе – преследуя старообрядцев и стесняя их религиозную свободу».

Что необходимо сделать, чтобы достигнуть подлинного примирения со старообрядцами? По мнению митрополита Кирилла, необходимо, прежде всего, чтобы решения церковной власти находили воплощение в конкретных деяниях на епархиальном и приходском уровне: «К сожалению, доныне это не достигнуто, из-за чего братья-старообрядцы порой упрекают нас в неискренней декларативности.

Нам говорят, например: если оба обряда и в особенности оба способа совершения крестного знамения давно уже признаны вами равночестными, почему же в учебниках Закона Божия, которых в последнее время издано множество, мы не находим указания на возможность двух способов перстосложения — хотя бы мелким шрифтом, в примечании? Почему вами не издаётся богослужебная литература, печатавшаяся при первых пяти русских Патриархах, сборники крюкового пения? Почему в ваших духовных школах можно получить лишь крайне скудные сведения об особенностях богослужения по старому обряду? Почему в беседах с вашим духовенством не редкость услышать предвзятое или некомпетентное мнение о причинах нашего разделение, почерпнутое без всякого критического подхода из полемической литературы столетней давности, а подчас приходится встречаться и с хулой на старые обряды? Почему, несмотря на упомянутое определение Священного Синода, по- прежнему переиздаются и предлагаются в приходских лавках книги и брошюры, в которых нетрудно встретить не только необъективный, но подчас и попросту оскорбительный взгляд на старообрядчество?» Митрополит Кирилл сослался на слова одного старообрядческого деятеля, который сказал, что возникает парадоксальная ситуация: «Соборы принимают определения считать клятвы на старообрядцев и порицательные выражения о старых русских церковных обрядах «яко не бывшими», а на местах уровень информированности духовенства об этом настолько низок, что «яко не бывшими» становятся сами эти определения».

Указав на то, что в Русской Церкви лишь 12 единоверческих приходов, тогда как в 1917 году их было около 600, митрополит Кирилл напомнил о важности всемерной поддержки этих приходов. По словам митрополита, единоверческие приходы могли бы стать «реально действующими мостами между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями. Следует проработать вопрос об уяснении канонического статуса таких общин... Надо подумать о придании старообрядным общинам в Русской Православной Церкви организационно-­объединительного начала, без чего современное единоверие остаётся идейно и структурно разобщённым».

По мнению митрополита Кирилла, «развитию диалога со старообрядцами могло бы способствовать и более вдумчивое осмысление тех причин, которыми была порождена трагедия раскола». Необходимы совместные конференции и семинары, в ходе которых необходимо «пересмотреть историю нашего разделения, стремясь к наивысшей научно честности, отказавшись от полемических задач и рассматривая проблему церковно­-государственных отношений сквозь призму нормы, ныне сформулированной в русской православной церкви»[298].

Выводы, сделанные митрополитом Кириллом в заключительной части его доклада, легли в основу «Определения Архиерейского Собора о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви», принятого 5 октября 2004 года. Собор постановил: «Считать необходимым как в развитии диалога со старообрядческими согласиями, так и в повседневной внутрицерковной жизни осуществлять систематическую реализацию ранее принятых решений священноначалия Русской Православной Церкви в отношении старых обрядов... Считать важным развитие добрых взаимоотношений и сотрудничества со старообрядческими согласиями, особенно в области заботы о нравственном состоянии общества, духовного, культурного, нравственного и патриотического воспитания, сохранения, изучения и восстановления исторического культурного достояния. Поручить Священному Синоду учредить при Отделе внешних церковных связей Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Указанной комиссии оказывать содействие издательской, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви, осуществляя координацию их служения в сотрудничестве с епархиальными Преосвященными, в канонической юрисдикции которых пребывают старообрядные приходы»[299].

19 октября 2004 года в Москве открылся Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. С докладом о современном положении Старообрядческой Церкви выступил митрополит Андриан.

Он, в частности, рассказал о состоявшихся встречах с архиереями Русской Православной Церкви. Эти встречи убедили предстоятеля Старообрядческой Церкви в возможности, «не отступая от отеческого благочестия», совместно обсуждать различные общественные проблемы. Глава Старообрядческой Церкви особо отметил доклад митрополита Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В этом докладе, как подчеркнул владыка Андриан, содержатся ответы на пожелания, высказанные на состоявшейся 11 мая 2004 года встрече с митрополитом Кириллом. По словам главы крупнейшего старообрядческого согласия России, в настоящее время в Русской Православной Церкви «есть люди, готовые к тому, чтобы выслушать мнение старообрядцев по сути имеющихся между нами расхождений. Фактически, сложилась уникальная ситуация, которой никогда прежде не было»[300].

После скоропостижной кончины митрополиты Андриана на его место в октябре 2005 года был избран митрополит Корнилий. 3 марта 2006 года он посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, где имел встречу с митрополитом Кириллом. Участники встречи единодушно пришли к выводу, что в настоящее время существует немало сфер церковно-общественной жизни, в которых объединение усилий могло бы привести к плодотворному результату. Были обсуждены вопросы сотрудничества старообрядцев с недавно созданной при ОВЦС Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством[301].

В интервью агенству «Интерфакс» митрополит Корнилий положительно оценил встречи с митрополитом Кириллом и другими иерархами Русской Православной Церкви. Эти встречи, по его словам, «помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчуждённости», хотя при этом зачастую приходится преодолевать некоторую настороженность старообрядческой паствы, ибо «ещё сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти в прошлом». По мнению митрополита Корнилия, наступила пора «скоординировать наши усилия, чтобы помочь русским людям обрести свои традиционные ценности, во многом утраченные в результате драматической смены исторических эпох» и «направить общие усилия на борьбу за сбережение нашего народа, его нравственного и душевного здоровья, ибо разгул пьянства, наркомании, нравственной распущенности, откровенной пропаганды всевозможных видов порока достиг сейчас в нашей стране небывалых размеров». Глава Старообрядческой Церкви отметил, что богословско-историческая дискуссия между Московским Патриархатом и старообрядцами «не только возможна, но и желательна», обо «сущность великой церковной трагедии XVII века ещё требует всестороннего осмысления в духе богословской и исторической объективности»[302].

19 апреля 2005 года Священный Синод утвердил состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Возглавить её было поручено митрополиту Кириллу.

В период с 2005 по конец 2008 года состоялось несколько встреч этой комиссии, на которых рассматривалось состояние отношений со старообрядческими согласиями и перспективы сотрудничества с ними, а также текущие вопросы деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви.

Перспективы диалога со старообрядчеством обсуждались на Архиерейском Соборе 2008 года. В определении собора по данной теме говорится: «Собор приветствует положительное развитие в области взаимоотношений со старообрядческими согласиями, в особенности развивающееся взаимодействие во имя утверждения ценностей православной духовной традиции в жизни общества. Признана полезной деятельность учреждённой на основании определения Архиерейского Собора 2004 года Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством»[303].

 



[287] Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. 2 июня 1971 года// Журнал Московской Патриархии.1971, № 6. С. 6-7.

[288] Старообрядческий церковный календарь на 1972 год.

[289] Там же.

[290] Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и старообрядчеством на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года.

[291] Там же.

[292] Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 16.08.2000.

[293] Слово чадам Русской Православной Церкви, сохраняющим в богослужении древние русские обряды, в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата // Русская Православная Церковь. Официальный сайт (http://www.mospat.ru/archive/nr011274.htm).

  [294] Конференция «200-летие канонического бытия старообрядных приходовв лоне Русской Православной Церкви» // Русская Православная Церковь. Официальный сайт (http://www.mospat.ru/archive/nr011273.htm).

[295] Выступление предстоятеля Русской Православной Старообрдческой Церкви митрополита Андриана на IX ВРНС // Интернет-портал Всемирного Русского Народного Собора (http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=124&binn_rubrik_pl_news=310&binn_rubrik_pl_news=313).

[296] Скончался предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Андриан // Русская Православная Церковь. Официальный сайт (http://www.mospat.ru/archive/9982-1.html).

[297] Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и старообрядчеством на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года.

[298] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви (Москва, 2004 г.) // Интернет-портал пресс-службы Архиерейского Собора (http://sobor2008.ru/418923/index.html).

[299] Открылся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт (http://www.mospat.ru/archive/7920-1.html).

[300] Встреча председателя ОВЦС МП со старообрядческим митрополитом Моковским и всея Руси Корнлием // Русская Православная церковь. Официальный сайт (http://www.mospat.ru/index.php?page=29993).

[301] Старообрядческий митрополит Корнилий положительно оценил встречи с митрополитом Кириллом и другими иерархами Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт (http://www.mospat.ru/mdex.php?page=30536)

[302] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православой Церкви" // Интернет-портал пресс-службы Архиерейского Собора (http://sobor2008.ru/428914/index.html).

[303] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл // Интернет-портал Смоленско-Калининградской епархии (http://smoleparh.ru/Arhipastir).




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Необходимо озаботиться оказанием действенной помощи старообрядным приходам Русской Православной Церкви, направленной на координацию их деятельности и более успешное вовлечение в общецерковное служение при сохранении присущей старообрядным приходам самобытности. Эта помощь могла бы заключаться в содействии изданию богослужебной и иной литературы, подготовке специалистов в области старого обряда, традиционного пения и иконописи."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта