22.09.2013

Священник Иоанн Миролюбов
"Преодолевать, а не усугублять разделение"

Свящ. ИоаннРуководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов – о проекте документа Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века», обсуждение которого ведется в настоящее время.

Расскажите, пожалуйста, насколько сейчас актуален вопрос уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви? 

На территории разных епархий Русской Православной Церкви проживает разное число старообрядцев. Соответственно, и вопрос не везде одинаково актуален.  Есть епархии, где старообрядцев практически нет, в других местах – их относительно много. Но они всегда есть в больших городах, где обычно имеют собственные храмы.

Можно задаться вопросом: а часто ли старообрядцы переходят в Русскую Православную Церковь? Ответственно заявляю: часто. И тому много причин – от осознанного и продуманного выбора до обстоятельств, вызванных сложившейся ситуацией (вступление в брак с православной стороной, проживание на территории, где полностью отсутствуют старообрядческие общины и т. п.). И тут возникает другой вопрос: человек желает воссоединиться с Церковью, но знает ли местный священник, каким образом это правильно сделать? Увы, как правило, он оказывается в затруднительном положении и вынужден обращаться за советом к более опытным пастырям.

На самом деле принципиальный ответ на этот вопрос существует. Он изложен, например, в курсе «Канонического права» профессора-протоиерея Владислава Цыпина: старообрядцев-«беспоповцев» надо принимать через Миропомазание, поскольку они никогда не миропомазывались, а старообрядцев-«поповцев»… тоже через Миропомазание, поскольку Апостольское преемство за их иерархиями не признается, а значит не признаются и Таинства (кроме Крещения).  Собственно, такая практика существовала еще в синодальное время, и ее никто не отменял. Правда, появилась в 20-е годы еще одна старообрядческая иерархия − Русская Древлеправославная Церковь, об Апостольском преемстве которой Русская Православная Церковь никогда официально не высказывалась, хотя в первые послевоенные годы и были приняты из этого согласия два священника, рукоположенных в старообрядчестве.

В реальной практике сложилась недопустимая картина – старообрядцев принимают всеми тремя чинами, как кому заблагорассудится. То есть кого-то принимают через Покаяние, кого-то через Миропомазание, а кого-то вовсе крестят. Делается это по собственному пастырскому усмотрению, в ряде случаев вникая в особенности прежнего упования присоединяемого (выспрашивая, какого он старообрядческого согласия), в других случаях – не вникая, в третьих − и сам присоединяемый ничего внятного о прежнем уповании сказать не может.

Весьма различается и уровень образованности или хотя бы осведомленности нашего духовенства. Кто-то внимательно следит за изменением отношения Русской Православной Церкви к старообрядцам, знает соборные и синодальные решения, в частности, определения Поместного Собора 1971 года о снятии клятв со старых обрядов. Кто-то следит за церковно-исторической литературой и понимает, что исторически старообрядцы во многом оказались правы, а былые преследования по совести требуют доброго теперь к ним отношения. Но кто-то не имел воли и желания разобраться в теме, повторяя несправедливые и безнадежно устаревшие обвинения в адрес старообрядцев, которыми была полна «антираскольническая» литература позапрошлого и более ранних столетий. К сожалению, нередко до сих пор переиздаваемая. В результате одни пастыри готовы воссоединять с Церковью старообрядцев без какого-либо чиноприема, а другие вовсе не готовы видеть в них православных братьев.

В результате обсуждения документа Архиерейский Собор установит единообразие в чиноприеме, а, может быть, и сочтет возможным признать старообрядческое священство. В этом случае старообрядцы из тех согласий, за которыми будет признано Апостольское преемство, будут приниматься через покаяние. Я отношусь к тем, кто считает, что это возможно. И этого бы хотелось.

Сами старообрядческие согласия не равноудалены от Русской Православной Церкви. Одни согласия очень близки и не расходятся в догматике, другие удалены больше, и в их идеологии можно увидеть некоторые расхождения с православным вероучением. К счастью, носителей сомнительных идеологий становится все меньше, и прихожане более удаленных от Церкви «беспоповских» согласий все чаще почти ничем в своем уповании не отличаются от прихожан Русской Православной Церкви. Если их принимать по дореволюционному чину, они просто не будут понимать, о чем их спрашивают.

Предполагается поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий. Тексты чинопоследований составляются по новому и по старому обряду. С чем это связано?

− Раньше старообрядцы обычно воссоединялись с Церковью «на правах единоверия», то есть присоединяясь к православным приходам древнего чина. Сейчас старообрядных приходов Русской Православной Церкви сравнительно немного (всего около 30), присоединение старообрядцев чаще происходит к приходам обычным. Тогда присоединение производится по общепринятому обряду. Но если присоединение происходит все же к старообрядному (единоверческому) приходу или присоединяется целая группа верующих (бывает, что присоединяются и целыми общинами), то применяется древний чин. Отличие в совершении Миропомазания заключается как в употреблении разных редакций сходных молитвословий, так и в чтении особых молитв, которые по старому чину читаются при помазании миром различных частей тела.

Как старообрядцы, воссоединившиеся с Русской Православной Церковью, могут молиться за своих сродников, умерших вне общения с нею? Возможно ли их поминовение за богослужениями?

− В единоверческих храмах изначально существовал обычай поминовения родственников прихожан, если они и не воссоединялись с Церковью. И это понятно: иначе миссионерский проект, каким было единоверие, оказался бы малоэффективным. В свете того, что мы сегодня знаем о расколе XVII века и причинах сопротивления церковной реформе, как мне кажется, было бы справедливым распространить эту практику на все православные приходы. Но здесь слово за Архиерейским Собором.

В проекте документа говорится о признании состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви. Где в таком случае будет продолжать свое служение монах, крещенный в одном из старообрядческих согласий и воссоединившийся впоследствии с Русской Православной Церковью?

− Здесь есть некоторое затруднение. Строго говоря, постригаться в монашество в не так уж далекие времена было принято не «вообще», а входя в число братии конкретной обители, уставы которых могли различаться. Сейчас все больше монашествующих служит на приходах. Если переходящий из старообрядческого согласия инок пожелает остаться при старом обряде (это скорее всего), то он сможет продолжить свое служение в каком-либо старообрядном приходе Русской Православной Церкви. Кстати, на этих приходах часто сейчас служат именно иноки, хотя это и не вполне согласуется с древней практикой. В целом же печально, что у единоверцев сейчас нет своих монастырей (к 1917 году было около двадцати), хотя есть иноки, инокини и желающие принять монашеские обеты.

Епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, в документе рекомендуется активнее участвовать в их богослужебной жизни. Насколько сейчас в нашей Церкви общепринято архипастырское служение древним чином?

− Смысл этого пункта видится в привлечении внимания правящих архиереев к старообрядным приходам Русской Православной Церкви. И пожелание совершенно правильное. Однако позволю себе высказать некоторые опасения, что выполнить это решение будет затруднительно: служить древним чином не так просто, как может казаться на первый взгляд. Особенно это касается архиерейской службы. Требуется длительное время на подготовку, во время которой немало предстоит потрудиться диаконам, иподиаконам, хору, да и самому архиерею. Тем не менее, есть в Русской Православной Церкви архипастыри, неоднократно совершавшие за несколько последних лет богослужения древним чином в старообрядных приходах. Среди них следует выделить постоянного члена Священного Синода митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, регулярно служащего древним чином и хорошо его знающего. Регулярно служит древним чином и епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн, опекающий решением Архиерейского Синода РПЦЗ также единоверцев Русской Православной Церкви Заграницей.

В целом хотелось бы выразить надежду, что в результате обсуждения Архиерейскому Собору будет предложен документ, способный послужить делу преодоления пагубных разделений, а не их усугублению.




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви."
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
 



Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта