26.03.2014
Иерархичность, присущая церковным празднованиям, в древнерусском богослужении проявлялась в его отдельных составляющих, благодаря чему формировался целостный чин того или иного праздника. Эта сторона древнерусского восприятия богослужения получила свое органичное воплощение и развитие в созданном в XVIII – 1-й пол. XIX в. богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства. В ряд признаков, определяющих степень торжественности той или иной службы, были включены стилистика богослужебных песнопений, виды колокольного звона, наличие или отсутствие определенных разделов богослужения (канона на молебне перед часами и литии), степень участия в богослужении всей братии монастыря, использование церковной утвари (шитых пелен, свечей у икон). В результате выговская система иерархии праздников оказалась более детализированной и гибкой, чем система, зафиксированная в печатных изданиях Иерусалимского устава: если выговская система включает до пятнадцати различных степеней, то в печатных дореформенных Уставах их шесть.
При сохранении общего подхода, заложенного еще в ранних памятниках выговского Устава, в более поздних его редакциях происходит дальнейшее развитие и усложнение системы праздников. Основой для создания собственного Устава выговцам послужили монастырские Обиходники XVII в. (особое внимание в статье уделяется связи с Соловецким Обиходником) и весь комплекс старопечатных богослужебных книг. Однако существенным шагом вперед явилась их собственная литургическая деятельность. Так, в выговской системе указания о звонах и молебнах, а также указания на роспевы (ориентированные на конкретную певческую традицию, зафиксированную в круге поморских певческих книг) стали выполнять в формировании степени праздничности службы совершенно определенную функцию и оказались напрямую связанными с другими уставными особенностями богослужений.