Подборка распоряжений и высказываний Священноначалия Русской Православной Церкви о необходимости правильного совершения Таинства Крещения


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

Сохраняется формализм и в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется "конвейерный метод", когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком ― уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя. В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о Крещении.
Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Подлинный старец бережно относится к каждому человеку // Церковь и время. № 2, 1999. С. 15. Полный текст на www.synergia.itn.ru

В некоторых приходах не проводятся катехизаторские беседы со взрослыми, даже перед совершением Таинств. Таинство Крещения взрослых нередко совершается совместно с младенцами, что создает обстановку хаоса и торопливости. Несмотря на наши многократные предупреждения о крещении взрослых в баптистериях, в ряде храмов взрослых продолжают крестить в детских купелях. Отцам благочинным по получении годовых отчетов следует проверить, сколько в каждом из приходов их благочиния крещено за год взрослых и имеется ли в храме баптистерий.

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам ежегодного Епархиального собрания духовенства г. Москвы, 2000 год

Чрезвычайно важно изжить случаи доныне встречающегося формального требоисполнения, призвать клириков к благоговейному и вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего Крещения, Покаяния и Брака, а также чина погребения, ибо в эти моменты сердце человека особенным образом открыто спасительному действию благодати Божией. Поэтому важно не оттолкнуть пришедшего в храм холодным, бездушным подходом или излишней неоправданной строгостью, но, напротив, надо привлекать его сердечным участием и духовной чуткостью. Перед совершением Таинства Крещения необходима предварительная подготовка, катехизация, которая может иметь характер как продолжительного оглашения, так и, в определенных случаях, одной или нескольких бесед со священником. Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, стремясь там, где это возможно, использовать полное погружение.

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года

Вологодская епархия Русской Православной Церкви. Циркуляр № 8 от 03 августа 1998 года

Святейшим Патриархом и Всея Руси Алексием II было сказано: «В основах веры, благочестия, традиций все должно быть неизменно. Как верили наши отцы и деды, как хранили и оберегали эту веру, как жизнь свою полагали за ее чистоту и неповрежденность, так должно быть и сейчас». Считаю необходимым напомнить о.о. благочинным и настоятелям о том, что Журнальным Постановлением от 26 декабря 1957 года № 13 Святейший Патриарх и Священный Синод обращают внимание епархиальных Преосвященных на недопустимость неканонического обливательного Крещения: Крещение должно совершаться только чрез погружение.
Священный Синод предлагает епархиальным Преосвященным разъяснить священникам своей епархии недопустимость обливательного Крещения и те канонические прещения, которым должны подвергаться все пастыри, неправильно совершающие Крещение.
Для крещения взрослых каждый храм должен иметь большую купель, в которой можно было бы совершать Крещение чрез погружение.
И Святейший Патриарх Алексий II не раз говорил о необходимости совершать Таинство Крещения через погружение.
О.О. благочинным и настоятелям предписывается максимально точное исполнение Журнального Постановления.

Опубликовано в блоге http://ustav.livejournal.com

Послание митрополита Одесского и Измаильского Агафангела духовенству епархии о совершении Таинства Крещения, 2004 год

Духовенству Одесской епархии
Всечестные отцы!
По долгу архипастырского служения мы обязаны наблюдать за всем, что относится к православному учению, дабы оно сохранялось здраво и неповрежденно. И, прежде всего, обращаем ваше внимание на святое Крещение, являющееся дверью всех таинств, началом нашего спасения, отпущения грехов и примирения с Богом. Оно есть дар усыновления, потому что в Крещении мы становимся сынами Божиими и сонаследниками Христу, облекаясь во Христа, Господа нашего, по слову святого апостола Павла: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. Без сего и спастись никто не может, по слову Господа нашего Иисуса Христа: “Аминь, глаголю вам: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие” (Иоан. 3, 5).
Рассуждая об этом святом Таинстве, должен заметить вам следующее.
1. Самое слово “крещение” в переводе с греческого языка, на котором было написано Священное Писание Нового Завета, означает “погружение”, а не обливание или окропление.
2. Первый Узаконитель крещения, Господь наш Иисус Христос, крестился, войдя в реку Иордан и погружаясь.
3. Святой апостол Филипп снисшел в воду вместе с евнухом, чтобы крестить его: “Снидоста оба на воду, ― говорит Священное Писание, — Филипп же и каженик и крести его” (Деян. 8, 38).
4. Православная Церковь всегда крестила через погружение, неукоснительно следуя Преданию Апостольскому. Это видно из 7 правила II Вселенского Собора, в котором говорится о погружении; из 2 тайноводственного поучения святителя Кирилла Иерусалимского, в котором также точно сказано: “Вы исповедали спасительное исповедание, и погрузившись трижды в воде, опять вынырнули”; и из слов святого Василия Великого: “тремя погружениями и столькими же призываниями совершается великое таинство крещения”.
5. Погружение в воду, и притом троекратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова.
6. Православная Церковь везде и всегда крестила и крестит через троекратное погружение в воду и возведение от воды. Так крестят Церкви Элладская, Болгарская, Сербская и др. Так крестит и Русская Церковь. Так называемое же “обливательное” крещение, противоречащее Священному Писанию и Преданию, появилось на Украине от униатов, которые восприняли его от латинян. Именно под униатским влиянием, идущим сегодня из Западной Украины, многие священники Одесской Митрополии продолжают и сейчас кощунственную практику крещения через обливание. Некоторые настолько закоснели в этом грехе, что при совершении крещения даже не снимают с крещаемого ползунков.
7. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно указывал на необходимость крещения через погружение и на недопустимость обливательного крещения. “Сейчас, ― говорит Его Святейшество, ― крестится много взрослых, и им необходимо создать все условия, чтобы это Таинство совершалось в соответствии с Апостольскими правилами, через полное погружение…; Поступающие жалобы свидетельствуют о том, что крещение совершается небрежно, поспешно, сокращаются часто, причем, сакраментальные его части…; Больше всего поступает жалоб и прошений о приведении в каноническое соответствие совершения православных таинств и треб. В первую очередь, это Крещение, совершаемое порой обливанием одной только головы крещаемого вместо полного погружения. В некоторых храмах сооружены баптистерии для крещения детей и взрослых, но ряд храмов с этим не торопится. Считаю, что не следует в таких храмах крестить взрослых, а для катехизации направить их в тот храм, где есть баптистерий…; Священнослужитель во всем должен быть примером для своей паствы”.
Ввиду вышеперечисленного, на основании Священного Предания и канонических правил Святой Православной Церкви, благословляю.
I. В каждом храме Одесской Митрополии приобрести, установить надлежащего размера крестильную купель, в которой крестить младенцев только через полное троекратное погружение.
II. Крещение через обливание или окропление исключить совершенно. Священники, произвольно совершающие обливание, должны подлежать запрещению в священном сане, если не прекратят эту погибельную практику небрежения, как призывающую проклятие Божие. “Проклят, кто дело Господа делает небрежно” (Иерем. 48, 10). “Итак, для вас, священники эта заповедь: если не послушаетесь и если не примете к сердцу… говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения,.. потому что вы не хотите приложить к тому сердца” (Малах. 2, 1-2).
III. В городе Одессе взрослых направлять для совершения над ними Таинства Крещения и предварительной катехизации только в храмы, имеющие большие баптистерии, как-то: Свято-Успенский кафедральный собор, Свято-Троицкий (Греческий) храм, храм святых мучеников Адриана и Наталии.
IV. В каждом районном центре Одесской Митрополии создать крестильни, позволяющие совершать крещение взрослых через полное погружение.
V. Оглашение и Таинство Крещения совершать благоговейно, не сокращая ни в чем чинопоследования и молитв.
К отказывающимся исполнять данное постановление будут применены самые строгие канонические меры.
Всем же, благоговейно, по чину совершающим святые Таинства и непорочно соблюдающим залог благодати, полученный при рукоположении в сан священства, преподаю архипастырское благословение. “Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами” (Рим. 16, 24).

Опубликовано: http://www.sedmitza.ru, http://www.odseminary.orthodox.ru

Обращение епископа Сумского и Ахтырского Евлогия, 2010 год. Распоряжение № 2 по Сумской епархии УПЦ «О совершении Таинства Крещения в соответствии с каноническими нормами»

Считаю свои архипастырском долгом напомнить всем клирикам Сумской епархии о необходимости благоговейного и точного совершения Таинства святого Крещения. Крещение является дверью всех таинств, началом нашего спасения, отпущения грехов и примирения с Богом. Оно есть дар усыновления, потому что в Крещении мы становимся сынами Божиими и сонаследниками Христу, облекаясь во Христа, Господа нашего, по слову святого апостола Павла: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). Без сего спастись никто не может, по слову Господа нашего Иисуса Христа: "Аминь, глаголю вам: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие" (Иоан. 3, 5).
Полагаю, что нет необходимости приводить библейские свидетельства и каноны святой Церкви, указывающие только на погружательный образ совершения Крещения, допускающие лишь в крайнем случае (например, в случае смертной опасности) обливательное Крещение.
Так называемое "обливательное" Крещение, противоречащее Священному Писанию и Преданию, появилось в Украине от униатов, которые восприняли его от латинян. Именно под униатским влиянием многие священники продолжают и сейчас кощунственную практику крещения через обливание. Некоторые настолько закоснели в этом грехе, что при совершении крещения даже не снимают с крещаемого ползунков.
Святые отцы осуждают священников, совершающих обливательное Крещение, называя таковое «скверным обливанием». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно указывал на необходимость крещения через погружение и на недопустимость обливательного Крещения. "Сейчас, — говорит Его Святейшество, — крестится много взрослых, и им необходимо создать все условия, чтобы это таинство совершалось в соответствии с Апостольскими правилами, через полное погружение… Поступающие  жалобы свидетельствуют о том, что крещение совершается небрежно, поспешно, сокращаются часто, причем, сакраментальные его части… Больше всего поступает жалоб и прошений о приведении в каноническое соответствие совершения православных таинств и треб. В первую очередь, это Крещение, совершаемое порой обливанием одной только головы крещаемого вместо полного погружения. В некоторых храмах сооружены баптистерии для крещения детей и взрослых, но ряд храмов с этим не торопится. Считаю, что не следует в таких храмах крестить взрослых, а для катехизации направить их в тот храм, где есть баптистерий… Священнослужитель во всем должен быть примером для своей паствы".
К сожалению, некоторые священнослужители Сумской епархии небрежно относятся к совершению этого Таинства, превратив его в десятиминутную требу, самовольно опуская ряд молитв и совершая крещение через обливание и даже через окропление, что категорически непремлемо! Такое халатное отношение к святыне таинства свидетельствует о нарушении иерейской присяги и потере страха Божия.
Ввиду вышеперечисленного, руководствуясь Священным Писанием и канонами Церкви, БЛАГОСЛОВЛЯЮ:
— совершать молитвы оглашения и Таинство Крещения в точности, согласно требнику, без сокращений; перед оглашением необходимо прочитать молитву на наречение имени, поручая будущего христианина небесному покровителю; недопустимо наречение имен, отсутствующих в православных святцах (например, Артур, Альберт, Владлен, Октябрина, Снежана и др.);
— в каждом храме Сумской епархии приобрести и установить надлежащего размера крестильную купель, в которой крестить младенцев только через полное троекратное погружение;
крещение через обливание или окропление исключить совершенно; священники, произвольно совершающие обливание, должны подлежать запрещению в священном сане, если не прекратят эту погибельную практику небрежения, как призывающую гнев Божий;
— погружение младенцев совершать с крайней осторожностью, закрывая при этом рукой уста и нос;
— в каждом благочинническом центре создать крестильни (баптистерии), позволяющие совершать крещение взрослых через погружение (слив воды должен быть в непопираемое место);
— взрослых для совершения Таинства Крещения направлять в храмы, в которых установлены баптистерии, или в теплое время года совершать крещение в открытых водоемах, охраняя святыню таинства, по возможности, от посторонних взглядов;
— крещение взрослых обязательно предварять временем оглашения и катехизации, а непосредственно перед Таинством готовящийся к Крешению исповедает перед священником свои грехи (разрешительную молитву при этом священник не читает);
— к послушанию восприемников допускать только православных христиан, проводя с ними предварительное оглашение; ни в коем случае не допускать к восприемничеству людей, отрицающих бытие Божие, неосознающих себя православными, крещенных в еретических обществах (католической, униатской т.н. церквах, т.н. УПЦ КП, УАПЦ и др.).
К неисполняющим данное Распоряжение будут применены самые строгие каноническое меры. Всем же, благоговейно, по чину совершающим святые таинства и непорочно соблюдающим залог благодати, полученный при рукоположении в сан священства, преподаю архипастырское благословение. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами" (Рим. 16, 24).

Опубликовано: http://pravoslavie.sumy.ua. Это же послание в 2008 году было направлено владыкой Евлогием духовенству Кременчугской епархии.




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

Прямая речь

"Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов."
Митрополит Волоколамский Иларион
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта