Алексей Светозарский: "Это одна из мрачных и тяжёлых эпох нашей церковной истории"
О причинах, хронологии и последствиях церковного раскола XVII века мы беседуем с профессором Московской духовной академии Алексеем Светозарским.

Ангел Ирийской Церкви. Светлой памяти епископа Даниила

Беседа Михаила Тюренкова с руководителем Патриаршего Центра древнерусской богослужебной традиции священником Иоанном Миролюбовым.

Белобородов С.А., Боровик Ю. В. «Ревнители древлего благочестия» (очерк истории верхнетагильского старообрядчества)
В статье прослеживается история старообрядческих общин различных согласий в Верхнетагильском заводе в XVIII — первой половине XX в. Авторы использовали документальные источники, записи бесед с потомками старообрядцев, фотоматериалы.

Божественная Литургия по древнерусскому богослужебному чину в Успенском патриаршем соборе Московского Кремля // Правда Православия, № 1 (2013)

12 января 2013 года в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, была совершена Божественная литургия по древнерусскому богослужебному чину в ознаменование столетия Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), проходившего в Санкт-Петербурге с 22 по 29 января 1912 года.

В.И.Карпец. Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке

Доклад В.И.Карпца на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 26 января 2016 года.

В.Ю.Григорьева. Некоторые вопросы богослужебной практики по дониконовскому чину: уставной аспект

Доклад В.Ю.Григорьевой на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 26 января 2016 года.

В.Ю.Григорьева. Песнопения божественной Литургии наонной редакции: проблемы прочтения древнерусских источников и пути их адаптации для современных богослужебных хоров

Доклад В.Ю.Григорьевой на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 26 января 2017 года.

Владимир Басенков. Знакомство с единоверием: как мы молимся

Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже не подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси.

Владимир Басенков. Из истории Успенской единоверческой общины Симбирска
Доклад В.Басенкова на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 26 января 2016 года.

Г.Б. Печенкин. Издательский проект Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции: "Пение по древнерусским знаменам"
Доклад Г.Б. Печенкина на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 26 января 2017 года.

Г.Б. Печенкин. Издательский проект: Знаменный обиход Литургии Преждеосвященных Даров
Доклад Г. Б. Печенкина на XVII-х Рождественских чтениях 2019 г. Издательский проект: Знаменный обиход Литургии Преждеосвященных Даров. 30 января 2019 г. ХХС, Москва. Конференция "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее"

Григорьева В.Ю. "Книга инока Иосифа Ловзунскаго его знамени и пометы"

В статье рассматривается рукопись, принадлежность которой иноку Иосифу Ловзунскому была зафиксирована выговскими книжниками на рубеже XVII—XVIII вв. Всестороннее изучение этого музыкального сборника позволило В. Ю. Григорьевой убедительно показать, что найденный ею памятник имеет исключительное значение как для древнерусской культуры XVII в., так и для старообрядческой, поморской; он является тем недостающим звеном, которое связует воедино обе эти традиции.

Д.Григорьев, В.Григорьева. Некоторые дополнения к статье А. В. Шамарина «Великое Славословие» и к вопросу о наречной редакции
"Певческих рукописей, которые содержали бы наречную редакцию текста, но были бы писаны до раскола, до сих пор не обнаружено. Зато выявлено определенное (не очень значительное) количество книг смешанной редакции, в которых старые тексты составляют иногда до 90%... "

Д.Григорьев, В.Григорьева. Полемика с о. Александром Панкратовым (РПСЦ)
о 9-м часе, об антифонах на Литургии, о порядке возглашений прокимна и аллилуиария, о Великом входе, о поклонах на шестопсалмии, о Великом входе

Дементьев А.В. Богослужебный устав Выго-Лексинского старообрядческого общежительства: обзор источников и предварительная классификация

В статье даётся обстоятельный обзор источников богослужебного устава Выго-Лексинского общежительства и предлагается предварительная классификация выявленных списков. Впервые предметом специального изучения стали составленные на Выгу богослужебные уставы, содержащие сравнительные своды указаний по различным древнерусским источникам.

Дементьев А.В. Система роспевов в богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства
В статье систематизируются указания на древнерусские певческие стили, присутствующие в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства. Данные указания соотнесены со степенями торжественности праздников в том же уставе, что позволило выявить существование особой системы роспевов.

Дементьев А.В. Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства

Статья посвящена важной черте церковных празднований – присущей им иерархичности. Эта сторона древнерусского восприятия богослужения получила свое органичное воплощение и развитие в созданном в XVIII – 1-й пол. XIX в. богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства.

Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 г.
"Более тpехсот лет минyло с тех поp, как в Рyсской Пpавославной Цеpкви возник pаскол стаpообpядчества, а последствия этого печального явления цеpковной жизни пpодолжают сказываться и до настоящего вpемени..."

Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и старообрядчеством (Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 3-8 октября 2004 года)
"Хотя еще не все вопросы, связанные с преодолением многолетнего разделения с Русской Зарубежной Церковью, получили окончательное разрешение, очевидно, что уже произошло качественное изменение взаимоотношений, что подлинный диалог начался и успешно развивается..."

Дополнение к "Истории Выговской старообрядческой пустыни" И. Филиппова

Публикация памятника старообрядческой письменности

Дугин А.Г. Концепция святорусского Православия в единоверческой традиции

Доклад Александра Дугина на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 28 января 2010 года.

Елисеев Владимир, прот. Культурный феномен старообрядчества

Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции

Публикация памятника старообрядческой письменности

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Т.1,2. — М., 2009. - 688 с.

Игумен Кирилл (Сахаров). Особенности литургии архиерейским чином по старому обряду

Доклад игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля храма свт. Николы на Берсеневке (Москва), на секции "Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" в рамках XXIII Рождественских чтений (22 января 2015)

Иерей Иоанн Миролюбов: Пришло «время собирать камни» (Еккл. 3,5)
Интервью руководителя Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции и секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата

Иерей Максим Плякин. Свв. мчч. Симеон, Киприан, Иосиф, Василий воины и иже с ними, на Иргени пострадавшие

Доклад священника Максима Плякина, секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, на секции "Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" в рамках XXIII Рождественских чтений (22 января 2015)

Кравецкий А.Г. К истории снятия клятв на дониконовские обряды

Настоящая статья является частью монографии «Между проповедью и диалогом. Церковная миссия в эпоху культурных перемен», которая должна появиться в издаваемой Круглым столом по религиозному образованию и диаконии книжной серии «Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века (Поместный Собор и предсоборный период)».

Крылов Георгий, прот. Книжная справа XVII в.: Богослужебные Минеи: доклад

Доклад протоиерея Георгия Крылова на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее" XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва. Храм Христа Спасителя. 28 января 2010 года).

Крылов Георгий, прот. Книжная справа на путях Древней Руси

Доклад, представленный на XX Международных Рождественских образовательных чтениях в секции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» (Москва, 24 января 2012 г.), является попыткой анализа положительных и отрицательных черт книжной справы XV–XVII вв.

Крылов Георгий, прот. Книжная справа Типикона в XVII веке

Доклад протоиерея Георгия Крылова, представленный 28 января 2010 г. на XVIII Рождественских чтениях в Москве. Автор затрагивает проблемы русского книгопечатания, в частности,  издание Типикона.

Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII века

В статье содержится богатый материал о личности еп. Павла Коломенского, знаковой фигуры русской церковной истории XVII века.

Майоров Р.А. Идеальное устройство Церкви и категория соборности в трудах единоверческого священника Иоанна Верховского

Мальцев А.И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII -- начале XIX в.
Монография, посвящённая одной из малоизученных проблем истории российского старообрядчества — взаимоотношениям старообрядческих беспоповских согласий в XVIII — начале XIX в.

Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных: под ред. Елены Потехиной и Александра Кравецкого

В предлагаемой вниманию читателей монографии представлены первые результаты исследований в области языка Служебных, или Месячных, Миней, проводимых совместно польскими и российскими лингвистами при поддержке Национального научного центра Республики Польша. В реализации проекта принимают участие преподаватели Варминско-Мазурского университета в Ольштыне и сотрудники Центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук.

Миролюбов Иоанн, диак. Пути единоверия в ХХ столетии

Доклад из сборника: XVII ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского университета. Т. 1. 2007.

Миролюбов Иоанн. Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная проблема современности

Доклад на юбилейной научно-богословской конференции, посвящённой 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви

Митр. Иларион (Алфеев). Диалог со старообрядчеством
Глава из книги митр. Илариона (Алфеева) "Патриарх Кирилл" (М.: ЭКСМО, 2009), посвящённая диалогу со старообрядчеством.

Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Философия единоверия: прошлое-настоящее-будущее
Доклад на юбилейной конференции, посвящённой 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви 27 ноября 2000 года

Момина М.А., Шварц Е.М. Рукописный прототип старопечатных московских Триодей XVI в.

Для истории старопечатных изданий очень важен вопрос о том, какие рукописные тексты были положены в основу первого печатного издания, редактировался ли предварительный текст для этой цели или была взята наиболее распространённая редакция источника.

Мошина Т.А. «Чтобы братии было не вредно и угодно». Заметки о трапезе в Выговском старообрядческом общежительстве
Статья из сборника "Старообрядчество: История, культура, современность. Т. 2: Материалы. – М., 2007".

Патриаршее обращение к участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого всероссийского единоверческого съезда
Объективные научные данные, полученные, прежде всего, историками и литургистами в православных духовных академиях, немало способствовали изменению прежних взглядов на древние русские церковные обряды. В церковном сознании вновь стал проявляться живой интерес к собственному духовному наследию: иконописи, архитектуре, знаменному пению

Патриаршее обращение к участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда
"Сердечно поздравляю вас со 100-летнем Первого Всероссийского единоверческого съезда. Знаменательно, что эта дата молитвенно отмечена совершением в Успенском соборе Московского Кремля Божественной литургии и особым молением святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси. После перерыва в три с половиной столетия ныне вновь в этих древних стенах, помнящих и святителя Макария, и Стоглавый Собор, была совершена Божественная литургия древним чином..."

Пентковский А.М. Книжная справа XVII века как последствие Смутного времени

Доклад А.М. Пентковского, доктора восточных церковных наук, профессора Московской духовной академии, прочитанный им 12 октября 2012 года на всероссийской научной исторической конференции Московской духовной академии "Церковь и общество в России на переломных этапах истории".

Подборка распоряжении и высказываний Священноначалия Русской Православной Церкви о необходимости правильного совершения Таинства Крещения
Святейший Патриарх Алексий II: "Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, стремясь там, где это возможно, использовать полное погружение".

Поташенко Григорий. Староверие в Литве: Вторая половина XVII - начало XIX вв.
Исследования, документы и материалы

Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II участникам юбилейной конференции в Свято-Даниловом монастыре. 2000 год
"Отмечая 200-летний юбилей канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, Русская Православная Церковь свидетельствует ныне о непреходящей действенности церковных устоев..."

Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

Речь митр. Илариона (Алфеева) при посещении Патриаршего центра 9 апреля 2010 года
9 апреля 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион посетил Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Сазонова Н.И. Некоторые тенденции исправления богослужебных книг при патриархе Никоне (на материалах Требника)

Сазонова Наталия Ивановна, кандидат исторических наук, доцент Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), занимается исследованием книжной справы при патр. Никоне. Главным образом это справа Требника и Часослова. Справа рассматривается с филологической, семиотической, культорологической и богословской точек зрения. К анализу привлекаются дополнительные источники - главным образом полемические произведения пустозерских узников и других апологетов староверия. Сазонова имеет многочисленные публикации в периодических изданиях и сборниках, ею написана и издана монография о справе. Готовится защита докторской диссертации, в печати находится вторая монография.

Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской Церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.)

Монография (Томск, 2008)

Священник Иоанн Миролюбов. "В поисках града Китежа" (Русский дом №3 март 2019)
Что произошло при Патриархе Никоне? Как возникла идея Единоверия? Какова судьба старообрядных единоверческих приходов РПЦ после революции 1917 года и сегодня? Что привлекает современного человека в старом обряде? На эти и другие вопросы «Русского Дома» отвечает протоиерей Иоанн МИРОЛЮБОВ, настоятель Покровского храма в Рубцове (Москва), секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в прошлом - наставник Гребенщиковской старообрядческой поморской общины города Риги (Латвия).

Священник Иоанн Миролюбов. "Преодолевать, а не усугублять разделение"
Руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов – о проекте документа Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века», обсуждение которого ведётся в настоящее время.

Священник Иоанн Миролюбов. Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Что разделяет старообрядцев и чад Русской Православной Церкви Московского Патриархата? Возможно ли преодолеть эти разделения? Об этом и многом другом — священник Иоанн Миролюбов, доктор теологии, член Межсоборного присутствия РПЦ, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Священник Иоанн Миролюбов: "Старый обряд живёт в Русской Православной Церкви"

О сохранении и возрождении традиций древнерусского богослужения и о современной жизни единоверческих приходов порталу Православие.ру рассказал один из участников богослужения, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов.

Священник Иоанн Миролюбов: "Церковь не приемлет полицейских мер"

Своим взглядом на его роль в истории страны и раскола делится секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата священник Иоанн Миролюбов.

Слово митрополита Волоколамского Илариона после совершения Божественной Литургии в храме Покрова в Рубцове 18/5 апреля 2015 г.
Господь смертию смерть попрал или, как мы сегодня пели, смертью на смерть наступил, растоптал ее для того, чтобы она не была страшна нам, чтобы мы, не боясь смерти, жили своей человеческой жизнью и знали, что после кончины нас ожидает жизнь вечная

Старицын А.Н. Анзерские старцы
В истории Анзерской пустыни есть белое пятно, которое по идеологическим соображениям замалчивали церковные историки прошлого и стыдливо обходят молчанием современные авторы (1). Речь идёт о времени осады Соловецкого монастыря царскими войсками 1668–1676 гг. Анзерские монахи были не сторонними наблюдателями, но активными участниками драматических событий, происходивших на Соловецком архипелаге в указанные годы. Более того, они имели четко выраженную позицию по отношению к церковной реформе.

Старицын А.Н. Салмозерское поселение инока Иосифа Ловзунского
Документальные материалы о самосожжении инока Иосифа Ловзунского в 1689 г. Представлен комплекс документов, дающих полное представление об обстоятельствах Салмозерской «гари» 1689 г., а также материалы, проливающие свет на биографию инока Иосифа — в миру Иакова Баженова, уроженца села Ловзунги в Каргополье, постриженика Александро-Ошевенского монастыря и келаря каргопольского Спасо-Преображенского монастыря, известного своей глухой оппозицией к церковным «новинам».

Старицын А.Н. «Неизвестное» староверческое поселение за Салмозером
"Проведенный анализ старообрядческих сочинений в свете новых фактов... позволяет заключить, что фигурирующее в деле поселение за Салмозером это не что иное, как поселение Иосифа Ловзунского, о котором упоминают староверческие сочинения".

Старообрядцы: Назад, в будущее!

Корреспонденты «Нескучного сада» посетили один из московских единоверческих приходов, Покровский храм в Рубцове, чтобы ближе познакомиться с этой весьма специфической частью Православной Церкви.

Старый чин как признак новой эпохи

Еще только начался показ нового сериала «Раскол», но интерес к проблематике старого и нового обряда заметно возрос. Своими размышлениями мы попросили поделиться протоиерея Георгия Крылова, настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, где уже не первый год совершаются богослужения по старому чину.

Ярош А.А. Старорусское Православие ― как движение, направленное не на разделение, а на сохранение Русской Православной Церкви
Доклад, прочитанный 28.01.2014 г.на XXII международных Рождественских образовательных чтениях на секции "Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее".


Публикация 1 - 63 из 63
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Прямая речь

"Церковный раскол нанёс жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе.
Разделение, длящееся веками, становится привычным. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестаёт тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершённым, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского Православия. Духовное значение такого события даже трудно описать, оно далеко выходит за пределы того, что называют церковной политикой."
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Художник оформитель — Бирюков Д.В.     Web2b — создание сайта